Исследователи из университета Сассекса подвели итоги многолетнего
исследования, посвященного изучению социальных навыков и понимания
межличностных отношений у детей. Они начали изучать группу детей, когда
тем было по три года. И закончили наблюдение, когда детям исполнилось
по 12 лет.
Дети вместе со своими мамами выполняли разные задания и проходили
тесты, показывая, как они понимают и оценивают нормы поведения человека
в обществе.
Семейный просмотр
К примеру, один из тестов, придуманных исследователями, основывался
на просмотре участниками телевизионной комедии «Офис». В ее
оригинальном британском варианте один из главных героев -Дэвид Брент
(персонаж известного британского комика Рикки Гервайса) - типичный
пример «бесчувственного» индивидуума, который совершенно некорректно
ведет себя в самых разных психологических ситуациях.
Как рассказал доктор Никола Юилл (Nicola Yuill), возглавлявший
исследование на завершающих этапах, примерно с восьми лет дети так же,
как и взрослые, начинали негативно оценивать сцены с «бестактностями»
Дэвида Брента и хорошо понимали, что именно этот герой делает
неправильно. К концу исследования они выполняли это и другие задания на
понимание социальных норм и правил поведения так же хорошо, как и их
матери. Фактически, по мнению ученых, детей от 12 лет с точки зрения
социальной адаптации можно считать взрослыми.
Мамины слова
Когда эти дети были маленькими, исследователи изучали, какие слова и
термины мать использовала в разговоре с ними. Они вместе рассматривали
серию картинок с разными сценками из повседневной жизни. Выяснилось,
что лучше всего со «взрослыми» тестами справлялись дети, чьи матери
несколькими годами ранее описывали эмоциональное состояние людей на
картинке, предполагали, о чем эти люди думают и что собираются делать.
Сильнее всего связь между разговорами об эмоциях и развитием
социальных навыков проявляется в восьмилетнем возрасте. К 12 годам
дети, с которыми таких разговоров не проводили, немного догнали своих
«эмоционально заряженных» сверстников. Так ученые доказали, что к
подростковому возрасту дети становятся менее зависимыми от своих
матерей и более подверженными влиянию других взрослых и своих
сверстников.
Связь совершенно не зависела от коэффициента интеллекта матери, ее
собственных успехов при прохождении тестов на понимание межличностных
отношений в обществе, а также от уровня владения родным языком - по
сути, ораторского искусства. Доктор Юилл говорит, что был бы рад, если
бы родители прочитали об этом исследовании и приняли его к сведению.
Ведь использовать при воспитании ребенка разговоры об эмоциях и
душевном состоянии окружающих не трудно. Это не требует специальных
навыков, психологического образования или слишком много времени. Это
вполне доступно, притом может дать детям хорошие задатки для развития
навыков общения и правильного, этичного поведения в обществе.
Понимать не значит использовать
Однако ученые выявили другой интересный момент. Если ребенок хорошо
понимает социальные нормы и правила, это не гарантирует, что он будет
вести себя в соответствии с ними. К примеру, экспериментаторы провели
несколько тестов на «работу в команде»: мама и ребенок управляли
модельными автомобилями на игрушечной гоночной трассе. Так вот дети,
которые продемонстрировали наилучшие результаты в тестах на понимание
социальных взаимодействий, на удивление наиболее негативно и агрессивно
вели себя по отношению к своим матерям, совершенно не желая
сотрудничать с ними на трассе.
«Из нашего исследования я, конечно, не могу сделать выводы, что
понимание межличностных отношений в обществе, социальных норм и этики
непременно гарантирует хорошее поведение ребенка, - сделал осторожный
вывод Никола Юилл. - Понимание окружающих - это только часть картины.
Нужно еще научить ребенка использовать это понимание социально
приемлемым и полезным образом».
Исследование инициировано и поддержано Британским советом по экономическим и социальным исследованиям.