Раскрашивание до недавнего времени считалось исключительно детской
забавой. Наверное, у каждого в детстве были книжки, где можно было
раскрашивать прозрачно-бестелесные фигурки людей, животных, дома,
деревья. Теперь раскрашивание поставлено на службу шоу-бизнесу. Теперь
это стоит больших денег и называется колоризацией. В 80-х годах
прошлого века в Америке придумали колоризировать (то бишь раскрашивать)
старые голливудские черно-белые киноленты. Спустя 20 лет идею
позаимствовали и в нашей стране. Скопировали то есть. На минувшей
неделе Первый канал и канал «Россия» с гордостью продемонстрировали
стране приготовленный к 9 Мая подарок - засиявшие всеми цветами радуги
легендарные фильмы 1973 года «В бой идут одни старики» и «Семнадцать
мгновений весны». У создателей фильмов - Леонида Быкова и Татьяны
Лиозновой - не было возможности сделать ленты цветными. «Семнадцать
мгновений весны» - телесериал, а в 1973 году телевидение в СССР было
черно-белым. Что касается Быкова, то ему, как утверждает
режиссер-колоризатор, цветную пленку не дали по идейным соображениям:
худсовету не понравился сюжет картины.
Черно-белые рамки тем не менее не помешали Леониду Федоровичу и
Татьяне Михайловне создать подлинные шедевры, до которых очень многим
лентам из золотого фонда Голливуда - как цветным, так и не цветным -
тянуться, но не дотянуться. Однако этот факт, в свою очередь, не
остановил современных раскрасочных дел мастеров, решивших все-таки
поиграть с цветом. Если бы кто-то решил раскрасить (не
отреставрировать, а именно раскрасить), скажем, «Мону Лизу» с
использованием недоступных Леонардо в XV-XVI веках технологий и красок,
чтобы блеску в глазах и румянца на щеках у Лизы было побольше, чтобы
одежда смотрелась понаряднее, а пейзаж за спиной - поживописнее, это,
наверное, назвали бы вандализмом. Когда, по сути, то же самое, но в еще
более радикальной форме происходит по отношению к киноленте - это
называется грандиозной премьерой в прайм-тайм.
Авторы раскрашенных версий объясняют свою затею стремлением привлечь
к великим фильмам внимание в первую очередь молодежи. Получается, наша
молодежь реагирует только на цвет - как маленькие дети реагируют на
разноцветные воздушные шарики, кукол с волосами и платьями в
ядовито-ярких тонах, леденцы в броских обертках. Тогда авторы цветных
версий слишком плохо думают о молодежи и официально озвученным
обоснованием колоризации картин лишь невольно подчеркивают свое не
самое уважительное отношение к молодой аудитории.
Режиссер цветной версии картины «В бой идут одни старики» добавляет,
что Быков хотел снять фильм в цвете, и потому, раскрасив пленку, они,
дескать, исполнили волю великого актера и режиссера. Античный скульптор
Агесандр, которому приписывается авторство Венеры Милосской, тоже хотел
изваять и изваял физически полноценную женщину, богиню, а не инвалида с
обрубками вместо рук. Не было на то его воли - чтобы с обрубками.
Означает ли это, что к статуе Венеры, хранящейся в Лувре, нужно
приделать руки во исполнение воли Агесандра? Будет ли Венера с руками
пользоваться у молодежи бОльшим успехом, нежели Венера безрукая? И не
потеряет ли в этом случае человечество общепризнанный на протяжении уже
почти 200 лет шедевр и памятник истории, получив взамен его
усовершенствованную версию?
Не знаю, задавались ли подобными вопросами в их ситуации создатели
цветных версий любимых не одним поколением россиян фильмов, но знаю
ответ одного из специалистов, занимавшихся колоризацией картины «В бой
идут одни старики», на заданный в приватной беседе вопрос: «А зачем
нужно было раскрашивать фильм?». Как рассказали мне друзья с
телевидения, ответ был такой: «Ты что?! Это же прикольно: «В бой идут
одни старики» - в цвете!» Вот и вся мотивация, простая и ясная.
«Прикольно» - это действительно сильный аргумент для современного
телевидения, чья задача - удивить и развлечь зрителя любыми доступными
способами и любыми же доступными способами поднять рейтинг программы и
канала. Соображения эстетичности, трепетного отношения к истории и
традициям, художественный вкус и чувство меры здесь отступают на второй
план.
Но, с другой стороны, задаются вопросом сторонники колоризации, если
взглянуть на вещи отстраненно, неужели легендарные фильмы в цвете стали
хуже? Ведь и Штирлиц, и Мюллер те же, и голос Копеляна тот же (но уже
без классических пауз), и пастор Шлаг все так же не умеет ходить на
лыжах. Только все это теперь заиграло новыми яркими красками и звуками.
Чем же хуже? Тем, на мой взгляд, что в случае с «Семнадцатью
мгновениями весны» в результате колоризации напрочь пропала
органичность черно-белой картинки, многократно усиливающей ощущение
реалистичности происходящего в кадре и очень точно передающей атмосферу
Берлина весны 45-го года - изувеченного бомбежками, забившегося в
бомбоубежища и бункеры, издыхающего города, которому остались считанные
мгновения до последней агонии - штурма. Города, в котором война
уничтожила все цвета, сохранив только черное и белое - свет и тень,
жизнь и смерть, предчувствие скорой смерти и желание вцепиться в жизнь,
спастись любой ценой. Жизнь и смерть в Берлине в тот момент
соприкасались повсюду, как соприкасались черное и белое, смешиваясь и
рождая на стыке третий цвет - серый: серые фасады зданий, серые
солдатские шинели, серые от страха лица горожан, серое, подернутое
дымом пожарищ небо, серый рассвет в кабинетах с зашторенными окнами,
где гитлеровские бонзы работали ночи напролет. Черный, белый и серый
цвета и создавали тот органичный фон, на котором разворачивались
события сериала. Эти три цвета были полноправными актерами, которые,
так же, как и актеры-люди, мастерски делали свое дело на экране.
Раскраска уничтожила эту органику. И ради чего? Думается, все же не
ради заботы о молодежной аудитории и желания вдохнуть жизнь в старые
ленты: они переживут еще многие поколения наших соотечественников. А
ради рейтинга. Ради «прикольного» эксперимента. И ради, как верно было
подмечено в прессе, рекламы запланированного к показу осенью фильма
«Исаев» - приквела, так сказать: рассказа о событиях, предшествующих
событиям, рассказанным в предыдущем фильме. В данном случае - в
«Семнадцати мгновениях весны».
А еще раскраска была сделана ради этого звонкого ликующего анонса:
«Грандиозная премьера! На нашем канале!»: на Первом - раскрашенный
капитан Титаренко, на канале «Россия» - раскрашенный штандартенфюрер
Штирлиц.
Вот в этом - и весь фокус: фильм - тот же самый, Штирлиц с Мюллером
- те же самые, а преподносится это все как грандиозная премьера. Не
нужно придумывать, создавать что-то свое: достаточно взять сомнительную
идею, придуманную в Америке 20 лет назад, взять определенное количество
долларов, необходимых для проведения сложной и трудоемкой процедуры
колоризации, взять шедевр, созданный в СССР 36 лет назад, раскрасить
его, кое-где переозвучить - и, гордясь своей креативностью (и, видимо,
чувствуя себя соавторами произведения), выдать это за принципиально
новый продукт, высокий интерес к которому со стороны аудитории
гарантирован благодаря бешеной популярности базового материала.
Несколько лет один из центральных каналов проделал похожий трюк с
«Иронией судьбы», показав ее не в предновогодние дни, как все привыкли,
а в разгар лета. Показ предварялся кричащей рекламой, призванной
убедить аудиторию, что речь идет о настоящем прорыве в области
телевещания, гениальном складе ума руководителей канала и втором
рождении бессмертной картины. Поклонникам фильма, конечно, одинаково
приятно смотреть его и зимой, и летом... но зачем, спрашивается,
сотрясать воздух и подавать свои пиар-выкрутасы как плоды бурной
творческой деятельности?
Этим приемом - истерично-восторженной презентацией чужих идей,
подкрашенных, подрумяненных, адаптированных к нынешней российской
действительности и снабженных лейблом «Новинка!», - наше телевидение и
шоу-бизнес в целом пользуются очень давно и очень ловко. Этот прием
позволяет прикрыть собственную бледную немочь и креативную
беспомощность. И в этом смысле раскрашивание «Семнадцати мгновений
весны», выражаясь языком разведчиков, - тоже операция прикрытия.
Подавляющее большинство грандиозных премьер и громких проектов - это
либо российские аналоги западных сериалов и шоу («Моя прекрасная няня»,
«Не родись красивой», «Счастливы вместе», «Поле чудес», «Кто хочет
стать миллионером?», «Танцы со звездами», «Имя Россия» и т. д., и т.
п.), либо эксплуатация нестареющих советских хитов («Старые песни о
главном», продолжение «Иронии судьбы», теперь вот - раскрашенные
«Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики», грядущий
«Исаев»). Зачастую западные кальки на нашем экране выглядят откровенно
нелепыми и противоестественными, тогда как современные переложения
золотого советского фонда - напротив, абсолютно оправданными:
во-первых, к собственной истории и творческому наследию нужно
относиться бережно, а во-вторых, это - действительно выдающиеся
произведения, лучше которых у нас пока ничего не придумали. Потому и
хочется знать: а что-то свое - оригинальное, достойное и интересное -
можете придумать? И хотите ли придумывать? Что у нас вообще есть
своего, сугубо российского на том же телевидении? Первое, что приходит
в голову, - «Дом-2». Чисто российский проект. Занавес.