Есть перспектива, в которой именно несоответствие православия "духу
века сего" способно делать православие более привлекательным. В
качестве примера возьмем проблему миссионерских технологий. Современная
цивилизация технологична. И воспитанный ею человек также всюду ищет
технологий. "Как выучить английский язык за 20 уроков?". "Как
избавиться от запоя за 5 сеансов?". "Как самому построить дачный домик
за один месяц?". "Как попасть в Царствие Божие в пять шагов". А
православие нетехнологично. В отличие от современных сект, у нас нет
готовой технологии, которую можно было бы предложить "клиенту". Поэтому
мы проигрываем тем, у кого эти технологии есть.
Очень технологичен оккультизм: "Хочешь достичь просветления? – Вот тебе мантра, вот тебе гуру, вот тебе поза; иди и пой!".
Весьма технологичен неопротестантизм. "Ты принимаешь Христа как
личного Спасителя? Аллилуйя! Ты спасен! Распишись вот тут и поставь
дату!". Неопротестант помнит, как его обратили. Он помнит, как к нему
подошли, как обратились, в каком порядке задавали вопросы и какие
библейские цитаты или аргументы приводили в ответ... А потому
обращенный протестант и сам в состоянии вопроизводить эту миссионерскую
технологию уже в своем общении с другими людьми.
Но в православии нет таких миссионерских технологий. Я сам теряюсь,
когда от теоретических вопросов мои собеседники переходят к вопросам
практическим. Однажды меня поставил в тупик самый простой вопрос: "Что
мне сделать, чтобы стать православным?". Этот вопрос мне задал юноша
после моей лекции в сибирском городе Ноябрьск. И я растерялся. Если бы
он спросил меня об отношении к "Розе мира" или о характерных чертах
церковного богословия третьего столетия, я бы ему ответил... Если бы он
меня спросил – что почитать, я бы посоветовал... А он спросил о самом
важном... В Евангелии есть ответ Спасителя на аналогичный вопрос.
Юноше, спросившему, что ему делать (делать, а не читать!) ради
наследования жизни Вечной, Христос предложил оставить все и идти за
Ним. Но я же не Христос... Тем не менее я предложил нечто схожее. У
меня не было в те дни и получаса, чтобы поговорить с этиим юношей
наедине. Но и одной минуты хватило, чтобы выяснить,что он только что
окончил университет и приехал на Север искать работу. "Но если ты ищешь
работу, значит сейчас ты безработный?" – "Да". – "Если ты безработный,
значит у тебя есть свободное время?" – "Да" – "Тогда цепляйся за мою
рясу и походи за мной на все лекции, что я буду читать здесь в
ближайшие три дня... Может быть, ты что-то свое расслышишь...". На
третий день прощаемся – и в полярной ночи я вдруг вижу, что он
плачет... Представляете: стоит такая здоровенная детина и плачет.
Что-то, значит, сдвинулось в его душе, что-то свое он расслышал. А что
– я и до сих пор не знаю.
Православная проповедь действительно нетехнологична. Нет в ней ни
пиара, ни сознательно просчитанного воздействия на подсознание. Нет
конвейерно-поточной "обработки" умов неофитов. Все – индивидуально и
непредсказуемо, негарантированно...
Но именно поэтому она может привлекать людей, которые боятся
технологий. Ведь в обществе, пережившем десятилетия тоталитаризма,
естественно, есть немало людей, в которых живет страх, присущий щенку
из одного дивного советского мультфильма. Помните, тот щеночек всегда
боялся – "А меня посчитали!". Эта осторожность перед миром технологий и
номеров понуждает людей сторониться от той религиозной проповеди,
которая откровенно технологична, и в своей откровенности не скрывает,
что ее интересует лишь потребление неким сообществом еще одной
доверившейся души.
Православие молчит. Оно не зовет и не зазывает. И это тихое православие проповедует самой своей неслышностью, неагрессивностью.
То, что мы нетехнологичны, означает наш проигрыш технологичным
сектам в одном, и победу в другом. Мы уступаем в массовости, во влиянии
на сознание обывателей. Но оказываемся интересны людям, ценящим свободу
и сложность. Ненавязчивое православие вызывает больше доверия у тех
людей, которые стремятся защитить свое сознание от идеологической
обработки, чем агрессивное миссионерское поведение протестантов.
Да, массовое сознание любит простые ответы. А православие нельзя
вместить в простенький рецепт. В православии много сложностей,
противоречий, неясных вопросов, споров... То, что сложно и неясно,
может отпугнуть человека, непривыкшего к самостоятельному
интеллектуальному труду. Но это же привлечет людей думающих. То, что
пугает одних, вызывает доверие у других. А в результате в крупных
городах православие превращается в религию интеллектуалов. Оно
привлекательно для людей, у которых есть вкус к истории, вкус к
мелочам, вкус к сложности.
Не надо видеть в людях предмет приложения каких-то технологий:
риторических, миссионерских, пиаровских... Давайте обойдемся без
техники. У нас нет технологии обращения. Человек приходит сам. Он –
прихожанин, а не привожанин (как в секте).
Мы можем о чем-то говорить человеку, что-то пояснять, но где именно и когда в нем произойдет смысловое замыкание, я не знаю.
Как-то, еще в годы учебы в семинарии, я познакомился с юношей,
который собирался поступать в католическую семинарию и даже документы
уже в нее подал. Мы полгода с ним общались, в итоге он из католической
семинарии документы забрал, перешел в Православие. Где-то через год
после того, как он в Православии утвердился, я его спросил: "Слушай, а
теперь-то ты можешь сказать, в какой именно момент ты понял, что истина
– в Православии?". Задаю ему этот вопрос, а про себя тщеславно думаю,
что он мне сейчас скажет: "А помнишь, ты мне такой аргумент привел?"
или: "какую-то книжку дал мне почитать"... Ничего подобного. "Я как-то
приехал к тебе в гости в семинарию, – говорит он мне, – мы гуляли по
семинарскому садику, и навстречу нам идут твои однокурсники. В тот день
выпал свежий снег, и ты вдруг наклоняешься, лепишь снежок и запуляешь
его в лицо своему однокурснику. Он отвечает тебе тем же самым. В этот
момент все во мне перевернулось, и я подумал: "Вот она, настоящая
свобода! Вот она, настоящая любовь!"".
Люди справедливо боятся стать жертвами промывки мозгов. Поэтому в
лексиконе миссионера должны отсутствовать комсомольские слова типа
"работа с молодежью".
Нельзя манипулировать людьми. Не должно быть никаких "антропологических" технологий, в том числе и технологий воцерковления.