Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Для чего нужна вера в Того, Кого мы никогда не видели? Что заставляет большинство землян исполнять
сложные религиозные ритуалы? Ученые полагают, что нашли ответы на эти
вечные вопросы.
- Новые научные открытия позволили всерьез
заняться теми областями человеческой культуры, в которых до сих пор
безраздельно хозяйничали теологи и философы, - говорит старший научный
сотрудник Оксфордского университета Джастин Баррет. Он - один из
руководителей проекта под названием "Почему люди верят в Бога?".
Работает на базе Центра антропологии и мышления Оксфорда. Здесь
образовалась группа энтузиастов из разных стран, которая взялась
понять: является ли вера в высшую силу неотъемлемой частью
человеческого сознания? И вот на днях ученые представили первые
результаты своих исследований. Они доказывают: Религиозность - ценнейшее качество человеческой натуры.
1. При естественном отборе выживают коллективы, сплоченные одной верой
Верующие,
по словам канадских психологов Ары Норензаяна и Азима Шарифа из
Университета Британской Колумбии, лучше приспособлены к жизни. Ведь
вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них
больше шансов выжить в тяжелые времена. И, следовательно, передать свои
"религиозные гены" по наследству. От этого почти в каждом человеке
заложена вера в Бога.
К такому выводу ученых подвел
сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых
много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и
светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что
религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше.
-
Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как
верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради
общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин
напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений
накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им
приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для
эволюции.
2. Способность человека одушевлять предметы спасает ему жизнь
-
Существование в нашем сознании религиозности, или, как мы ее называем,
"идеи Бога", можно доказать еще и тем, что большинство людей склонно
одушевлять вещи, - считает Джастин Баррет, антрополог из Оксфорда. -
Эта способность проявляется уже в пятимесячном возрасте и сохраняется в
течение жизни на интуитивном уровне.
К примеру, шагающий
игрушечный робот удивляет младенцев намного больше, чем проходящие мимо
него люди. Ребенок изначально догадывается, что игрушка - предмет
неодушевленный, но если она вдруг стала двигаться, значит, ее кто-то
оживил, вдохнул душу. Кроме того, опросы показали, что у каждого
второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг. А каждому
объекту малыши склонны приписывать некую цель. Например, облака, по их
мнению, нужны "для дождя". Острые обломки скал - "чтобы звери могли
потереться о них". Так дети из бытовых наблюдений выводят концепцию
Божественного промысла. Когда же человек взрослеет, то начинает
мысленно поддерживать отношения с умершими родственниками или общаться
с вымышленными персонажами. А отсюда лишь шаг до идеи Бога.
-
Способность фантазировать полезна для человека, - убежден антрополог
Скотт Этрен из Мичиганского университета. - Во-первых, она спасает
жизнь. Представьте: в диком лесу древнего человека кругом подстерегают
хищники. Их не видно за листвой. И лишь легкое покачивание стебелька
могло нарисовать в воображении нашего предка леопарда. Что и заставило
его убежать с опасного места. Может, лист шелохнулся от ветра. Но в 9
из 10 случаев в траве действительно таился зверь.
Во-вторых,
общение с фантомами успокаивает тех, кто оказался в беде. Спасает от
стрессов или позволяет выпускать пар. Наверняка многие из вас,
разозлившись на сломавшуюся машину или компьютер, разговаривали с ними
на повышенных тонах, словно с живыми. Да и любой атеист взывает к
высшим силам в тяжелые моменты своей жизни.
- Мы сверхактивно
занимаемся поисками чьей-то воли там, где ее нет, и подозреваем злой
или благой умысел в явлениях природы, - заключает Джастин Баррет.
3. Послушные дети становятся осторожными
-
Религиозное поведение может сформироваться и в результате воспитания, -
считает британский ученый-этолог Ричард Доккинз. - Очевидно, что больший шанс на выживание
будет у ребенка, мозг которого автоматически подчиняется правилу:
беспрекословно верь тому, что говорят старшие. Для ребенка это
выигрышная стратегия. Но обратная сторона - бездумное легковерие. В
итоге разумное предостережение вроде "не купайся в кишащей крокодилами
Лимпопо" и дурацкое указание, мол, "в полнолуние нужно принести в
жертву богам козу, иначе будет засуха" прозвучат для него одинаково
веско. Поскольку исходят от взрослых. То же относится к суждениям об
устройстве мира и Вселенной, о морали и человеческой природе. И, скорее
всего, достигнув зрелости, этот ребенок перескажет все услышанное -
мудрость вперемешку с глупостью - собственным детям. Так в различных
регионах мира наряду с полезными крупицами народной мудрости из
поколения в поколение не менее истово передается вера во всевозможные
убеждения - произвольные, не имеющие фактической основы.
4. Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок
Французский
антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе
отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления,
которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это
умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не
смогли бы существовать большие организованные коллективы.
-
Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если
люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или
родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать
отношения с "идеальным образом" отсутствующего человека - полезнейшая
адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.
В
большинстве культур за поведением людей "следят" потусторонние
существа. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Бог есть!
Бог не только существует, но и управляет нашей жизнью, доказывает
известный генетик и бывший руководитель проекта "Геном человека"
Френсис Коллинз в своем бестселлере "Язык Бога". И ссылается на
квантовый механизм неопределенности, который делает окружающий мир
вольным, непредсказуемым в своем развитии и до конца необъяснимым.
-
Бог определенно управляет процессами мироздания, - пишет ученый, - но
способами столь тонкими, что они почти неуловимы. В
этом смысле наука открывает дверь к осознанию божественного влияния без
покушений на имеющиеся законы природы.
Коллинзу пришел к выводу: раз Бог управляет процессами на квантовом уровне, то имеет смысл ему молиться. И просить о помощи.
Религиозное мышление - это наиболее удобная и естественная для человека
форма, не требующая от него специальных усилий, - заключает антрополог
Паскаль Буайе. - И, напротив, неверие в Бога требует
сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена
против наших естественных психических склонностей.