Шведские психологи из университета Гётеборга сравнили
интеллектуальные способности подростков сейчас и 50 лет назад. Ученые
проанализировали данные о тестах, которые проводили в шведских школах с
1961 по 2005 год и пришли к выводу о том, что у современных школьников
интеллект развит лучше, чем у их сверстников в 60-х годах.
Использовавшиеся в тестах задания исследователи подобрали так, чтобы
с их помощью проверить разные способности. Подросткам предлагалось
подобрать противоположные по значению слова, указать сложенную из
плоского листа сложной формы трехмерную фигуру и продолжить
последовательность из шести чисел.
Психологи утверждают, что со всеми заданиями нынешние школьники
справляются лучше, чем их сверстники в 1960-х годах. При этом ученые
обращают внимание на то, как именно менялись результаты тестов со
временем: наиболее существенный рост отмечался с 1961 по 1985 год, в
период проведения реформы школьного образования Швеции.
Исследователи также заметили, что после 1985 года результаты
радикально не менялись. В тесте на подбор противоположных слов
неправильных ответов стало больше, но психологи подозревают, что это
связано не с ухудшением способностей, а с изменением словарного запаса.
Входящие в тестовый набор слова "изобильный" и "лишения" стали
употребляться реже и подобрать к ним противоположность теперь сложнее.
В таких словах ошибок действительно стало больше, а вот с ранее редкими
иностранными заимствованиями подростки напротив справляются лучше.
Ученые обратили внимание и на изменения пространственного мышления.
Задачи на построение трехмерной фигуры по ее плоской развертке
традиционно лучше решали мальчики, но в последних тестах психологи
обнаружили обратный эффект. Теперь пространственные задачи правильнее
решают девочки, хотя по сравнению с 1960-ми годами все подростки (обоих
полов) показывают лучшие результаты.
Проведя исследование, ученые опубликовали его результаты в журнале
"Шведские педагогические исследования" (Pedagogisk Forskning i
Sverige). В статье они сопоставили полученные ими данные с требованиями
школьной программы, считая, что тесты на подбор слов связаны с
изучением языков и литературы, а задания на поиск закономерности в
числовом ряду могут говорить о способности ученика к математике и
точным наукам. По мнению психологов, современные подростки не хуже, а
лучше приспособлены к обучению школьным предметам.