11 мая исполнилось 100 дней с того момента, как митрополит Кирилл
вступил на патриарший престол. К этому мини-юбилею агентство
Интерфакс-религия собрало мнения представителей церкви и общества
относительно первых итогов патриаршества. Кто-то отметил изменившийся
стиль церковного общения — отныне на трапезах, где встречают патриарха,
запрещено петь ему «Многая лета» больше одного раза и обращаться к нему
с тостами и здравицами. Кто-то подчеркнул «рационализацию» структур
управления церковью, кто-то — заботу о церковном образовании, которая
проявилась в решении создать общецерковную аспирантуру, кто-то — умение
перебросить мост между светским и религиозным сознанием, а кто-то о
талантах политика, которые проявляются в неизменном стремлении нащупать
во всяком событии политический нерв и занять во многом политическую
позицию. Неудивительно поэтому, что СМИ решили подвести итог первым 100
дням правления патриарха Кирилла — тоже вполне политическая традиция.
Роман Лункин, Институт Европы РАН:
Патриарх Кирилл является воплощением деятельного постсоветского
православия, которое стремится стать современным и влиятельным — с
помощью власти, миссионерства и богатства. В отличие от Католической
церкви в Русской церкви совсем нет универсалистских тенденций, нет
стремления стать христианством для всех народов мира. Религия
Московской патриархии — русское национальное православие в границах
бывшего Советского Союза и русских диаспор по всему миру. Иные
национальности в православии — быстро ассимилирующаяся аномалия. Иногда
с этой аномалией священноначалие даже борется.
Идеология решительного действия, которая стоит за этим
представлением о мире, объясняет, почему патриарх был столь напорист и
энергичен в первые 100 дней своего правления.
Глава РПЦ МП постоянно находится около власти, рядом с президентом,
он поднимает важные социальные проблемы в своих проповедях, он
обсуждает с чиновниками, политиками и деятелями культуры духовность и
продвижение церковных инициатив.
Кирилл показал, что Церковь — это сама политическая воля, даже более разумная и сильная, более надежная, чем воля политиков.
Вопреки расхожему мнению, что государство попытается опереться на
РПЦ во время социально-экономического кризиса, все происходит более
тривиально. В эпоху политической неопределенности, когда растет
недовольство населения, и неизвестно какому из правителей верить и
подчиняться, и все вокруг так зыбко, именно Церковь кажется «островком
стабильности» для чиновников и политиков, которые хотят продолжить свою
карьеру и дальше. И Кирилл готов им в этом помогать взамен на поддержку
(или хотя бы обещания поддержки) ярких церковных проектов, предлагаемых
патриархией.
Патриарх за скорейшее разрешение проблемы православного образования
во всех школах, за кафедры теологии в светских вузах, за внедрение РПЦ
в СМИ в еще большем объеме, за передачу в собственность РПЦ всего ее
былого имущества (при госпомощи на реставрацию памятников), за
отношения с православной Украиной «по версии» РПЦ МП, за молодежь, за
социальные проекты Церкви (при госпомощи), за священников в армии, за
победы с привкусом русской духовности (силу духа в хоккее, как
выразился отец Всеволод Чаплин) и т.д.
Церковь везде постепенно пробивает себе дорогу, обгоняя общество, не
замечая его, поскольку его скрывают стены Кремля и Даниловского
монастыря, резиденций патриарха в Чистом переулке и Переделкино. Плоды
этих проектов РПЦ мы рано или поздно испытаем на себе, но вырастет ли
от этого наша духовность — вряд ли кто-то сейчас может дать внятный
ответ на этот вопрос.
Все эксперты говорят про возросшую эффективность церковного
аппарата, про вертикальную административную систему, созданную
патриархом Кириллом за 100 дней, по крайней мере, в Москве, но никому
не дано понять и ответить на вопрос — куда ведет эта эффективность и
действительно ли все работает как надо.
Руководство Московской патриархии вместе с государственными
чиновниками требует от общества быть православным по всем статьям. А
что если мы не оправдаем надежд? А ведь машина уже запущена,
законопроекты готовы, деньги выделены…
Анастасия Митрофанова, политолог:
Еще до избрания патриархом владыка Кирилл проявил себя человеком,
хорошо знающим политические и общественные проблемы. Я надеюсь, судя по
ряду признаков, при новом патриархе Церковь отойдет от прежнего
"этнического" принципа в определении того, кто является православным.
Есть масса людей, для которых православие — только знак этнической
идентификации. "Я русский, а значит — православный". Но эти люди — вне
Церкви. Когда у них возникают духовные запросы, они часто удовлетворяют
их не через православие, а через восточные религии, неоязычество,
оккультизм, иногда ислам и католичество. С этими людьми надо работать,
их надо воцерковлять, а не автоматически записывать в православные,
чтобы на этом успокоиться. Церкви придется учиться работать с
молодежью, с мужчинами и женщинами среднего возраста, а не только с
"белыми платочками". Еще одно направление, в котором движется Церковь
при новом патриархе: сближение с государством вплоть до возвращения к
византийскому принципу "симфонии" властей.
Это опасный путь, и идти по нему надо с осторожностью, так как
государство будет использовать Церковь в собственных целях: прежде
всего для легитимизации своих действий и снижения уровня недовольства в
обществе. В этом случае Церковь либо полностью потеряет влияние на
общество, либо расколется, как раскололась католическая церковь в
1960-х гг. на сторонников "теологии освобождения" и тех иерархов,
которые легитимизировали репрессивные режимы в Азии и Латинской
Америке. Хочется верить, что патриарх знает об этой опасности и сможет
избежать ее.