Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
64% опрошенных американцев говорят, что считают себя
"профессионалами", сообщает газета Wall Street Journal. Многие хотят
быть профессионалами, но не все ими являются: по статистике
Министерства труда США, сегодня доля "профессионалов и
квалифицированных работников" в обществе составляет 36%. Эта прослойка
росла на протяжении всего столетия: в 1910 году их насчитывалось 4%, а
в последние 30 лет, с наступлением постиндустриальной эпохи, ее рост
ускорился: с 1980 года она удвоилась.
Креативный и влиятельный
Корни этого класса - в постиндустриальной экономике, которую также
называют "экономикой знаний". Более 24 млн новых рабочих мест,
созданных в США на рубеже веков, не принадлежат к индустриальному
сектору. Сегодня в американском производстве заняты менее 10% всех
работников.
Один из идеологов экономики знаний, философ и социолог Ричард
Флорида, придумал еще одно определение для прослойки, которая стоит в
авангарде "новой экономики" - "креативный класс". Он расширился не
только количественно, но и в своем определении: если раньше это были
преимущественно люди с углубленными знаниями в областях права и
медицины, то сегодня к ним присоединились целые армии из информационных
технологий, рекламы и маркетинга и смежных отраслей.
Инженеры и компьютерщики - сегодня самая быстрорастущая
профессиональная группа в США . Но растет и количество "традиционных"
профессионалов: ежегодно в США вручается около 43 тысяч дипломов
юристов, на 20% больше, чем 10 лет назад.
Этот окрепший класс "новых профессионалов", чьи доходы устойчиво
росли до финансового кризиса, сформировал изменения в экономической и
политической жизни страны, пишет WSJ. Барак Обама - символ этого
социально-экономического сдвига, именно к этой прослойке американцев он
обращался в первую очередь во время своей избирательной кампании, и
именно она привела его в Белый дом.
Анализ последних выборов демонстрирует изменения в предпочтениях
американского среднего класса. Согласно опросам на выходе из
избирательных участков, в 1996 г. лишь 9% американских семей имели
доход более $100 тыс в год, а на прошлогодних выборах их доля выросла
уже до 26%. Тем временем численность низких слоев населения за этот же
период упала примерно наполовину.
Меняется и политическая ориентация этой прослойки. В прошлом
обеспеченные слои населения США голосовали преимущественно за
республиканцев. На последних выборах люди с доходом $200 тыс. в год и
выше разделились: 52% голосовали за Обаму, 46% за Маккейна.
Экология и хай-тек
Но сдвигом в политических предпочтениях перемены не ограничиваются.
В прошлом профессионалы с доходом более $100 тыс. были главным
владельцами малого бизнеса и топ-менеджерами корпораций. Этих людей
отличало недоверчивое и даже враждебное отношение к власти, в действиях
которой они видели посягательство на свою свободу. Сегодняшние "новые
профессионалы" более лояльно относятся к правительству. Они лучше
образованы, начитаны, активнее включены в общественную жизнь, более
толерантны в социальном плане и проявляют высокую сознательность в
экологических вопросах. Их индивидуализм проявляется в первую очередь в
манере одеваться и вести себя, отмечает WSJ.
"Класс профессионалов" - главный потребитель индустрии высоких
технологий. На него нацелены маркетинговые стратегии таких компаний,
как Apple. Большинство этих людей склонны покупать товары, которые
позиционируются как "экологичные". К примеру, 42% автомобилей с
гибридным двигателем покупают именно представители этого класса, тогда
как в общем объеме продаж доля этих машин не превышает 2,5%. Среди
"новых профессионалов" популярны такие марки, как Toyota и Lexus, а вот
к "Мерседесам" они относятся прохладно.
Смутный образ
Понятие "класса профессионалов" в самоидентификацию российских
граждан из прослойки среднего класса, судя по всему, пока не вошло, что
легко объяснить незначительной долей "новой экономики" в российском
ВВП. Тем более что власть и социологи еще не определились даже с
понятием и численностью "среднего класса". Согласно прошлогодним
исследованиям РАН, в России 33% граждан считали себя средним классом на
периферии, 43% - в столицах. Некоторые социологи считают, что средний
класс сейчас составляет 15-22%, если считать по ряду критериев, в
первую очередь по доходам и социально-профессиональному статусу. Но
половину этого 20%-го среднего класса составляют чиновники и
бюджетники, которые зависят от государства. Таким образом, до кризиса
класс профессионалов, работающих в частном секторе (а именно там должны
работать люди, по многим критериям подпадающие под это определение),
мог составлять не более 10% от населения России.
Гораздо больше совпадает с понятием "класса профессионалов" более
узкое определение "идеального среднего класса", предложенное в прошлом
году директором Независимого института социальной политики Татьяной
Малевой и главой ИНСОРа Игорем Юргенсом. Идеальным представителем этой
прослойки они предложили называть гражданина, который сам добился
благосостояния благодаря своей высокой квалификации и упорству; имеет
банковский счет, недвижимость, берет кредиты, имеет профессиональное
образование не ниже среднего, вкладывает деньги в свое здоровье, а
также имеет активную гражданскую и общественную позицию. По оценке
Малевой, людей с этими характеристиками до кризиса в России было не
более 7% населения.
Как ударил кризис по российскому классу профессионалов, пока не
совсем ясно. По апрельским данным ВЦИОМ, 53% россиян, относящих себя к
среднему классу, говорят, что кризис их вообще не затронул. 68%
респондентов готовы самостоятельно бороться с последствиями кризиса, а
28% спокойны за свое будущее: они уверены в том, что в случае
увольнения с нынешнего места работы смогут найти равноценную позицию.
|