Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Несмотря на то что население в целом приноровилось к жизни
по-капиталистически, в стране не спадает ностальгия по «советскому
образу жизни». В том числе и в сфере культуры
Телевидение активно эксплуатирует это обстоятельство. При кризисном
сокращении съёмок новых фильмов и сериалов, рассчитанных на широкую
аудиторию, на телевидении вовсю крутят старые советские ленты.
На днях демонстрировали «Волгу-Волгу» - один из самых талантливых
образцов советского агитпропа. В фильме есть всё, что соответствовало
лозунгу «Искусство принадлежит народу». Простодушный народ, мудрая
культурная политика партии, дозированная смесь фольклора и доступной
для неискушенного уха классики. И всё это сдобрено светлым советским
юморком. Хор пожарных поёт:
«Старые клёны цветут на опушке, Пляшут у нас старики и старушки...»
Можно, конечно, и посмеяться. Но если вспомнить реалии советской
жизни тех лет, то станет ясно, что за этим киношным «наивом» стоит
(вернее, стояла) сознательная и целостная культурная политика. Политика
приобщения населения к культуре. Частью этой политики был ликбез -
ликвидация безграмотности, продиктованная потребностями
индустриализации. После раскулачивания, коллективизации и страшного
голода 30-х гг. в города хлынули огромные массы безграмотного сельского
населения. Чтобы впрячь его в сталинскую индустриальную колесницу,
нужно было создать из крестьянской массы городские «трудовые резервы»,
обладающие хотя бы минимумом образования и культуры.
Сталинский ликбез
Не следует обольщаться сталинской заботой о культуре: её поднимали
до такого уровня, чтобы население могло оценить всю «мудрость политики
великого Сталина», но не до такой степени, чтобы массы хотя бы на
минуту могли усомниться в линии партии. Партии нужны были миллионы
стахановцев - крепких и ни в чём не сомневающихся парней и девчат.
Чтобы их культурно подковать, по всей стране была создана сеть клубов и
домов народного творчества. Клуб имелся практически в каждом крупном
селе, при каждом большом заводе или фабрике. Регулярно проводились
смотры народного творчества, а от известных коллективов и артистов
требовалось, чтобы они «несли культуру в массы». Даже признанные
мастера, блиставшие в Большом театре, ежегодно совершали десятки
гастрольных поездок.
Нынешняя культура фактически полностью отгородилась от народных
потребностей. Молодёжь, «поколение пепси», практически не включает
телевизор, удовлетворяя культурные, познавательные и досуговые интересы
в Интернете, а нетелевизионная культура переключилась на обслуживание
узкого слоя богатой элиты.
Опустынивание
Средний по возрасту и по доходам пласт населения (а это основная
масса россиян) практически полностью выпал из культурной жизни. Прежде
всего из-за финансовых ограничений. За последние 15 лет цены на билеты
в театры и на концерты выросли в сотню раз. В Москве и областных
центрах (если у местных властей хватает ума) ещё поддерживаются очаги
доступной культуры. Но в десятке километров от больших городов идёт
настоящее культурное опустынивание. В стране исчезло более 10 тыс.
драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических
коллективов. У нас на тысячу населения в 10 раз меньше театров, чем в
Финляндии.
Погоня за рентабельностью и сверхдоходами привела к почти полному
«сбрасыванию» не только социальной, но и культурной сферы. Закрыты
тысячи рабочих клубов, где наши «старики и старушки» могли незатейливо
попеть и поплясать и где «мальчишки и девчонки» могли приобщиться хотя
бы к азам культуры. Если в первые годы дикого капитализма на месте
кинотеатров, клубов и выставочных залов размещались мебельные салоны и
торговые центры, то сегодня их место занимают казино, салоны игровых
автоматов, бутики.
Хотите коричневого?
В силу бедности доступ населения к культуре сегодня ограничивается
главным образом телевидением. Но именно здесь царят пошлость и
культурное убожество. Такое впечатление, что суть массовой
телевизионной политики сводится к двум лозунгам - «разбуди в себе
идиота» и «совокупляйся или умрёшь от скуки». Ну и, конечно, убийства,
убийства, убийства. Всё это вызывает нарастающий протест.
Он не так заметен, поскольку в отличие от социального протеста
культурный носит более скрытый характер. Но и в скрытом виде он
усиливает раздражение населения. А оно не столь безобидно. Заталкивание
народа в «культурное гетто» рано или поздно отзовётся в политике. И
прежде всего скажется на уровне поддержки демократии. Уже сказывается.
И дело не в том, что народ всё настойчивее высказывается за введение
нравственной цензуры. Социологические опросы показывают, что сегодня
лишь четверть россиян считают демократию полезной для общества. И
неслучайно в регионах, где особенно ощутим дефицит культуры, набирают
силы националистические и антидемократические тенденции.
Дело, конечно, не в том, чтобы снова, как при тов. Сталине,
запустить культурный ликбез, чтобы «деды Щукари» и «бабки Трындычихи»
опять заплясали под балалайку. Частушечного прошлого не вернёшь.
Задуматься стоит над будущим: над тем, под какую музыку лет через
десять запоёт молодёжь. И не будет ли эта музыка напоминать марши
коричневых в Германии 30-х годов?
|