Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Великобритания в политическом плане является
конституционной монархией. Порядок наследования престола определен
Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол
по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей
дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается
главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и
светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ
национального единства. Клятвы верности короне произносят министры,
государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление
государством производится именем Ее Величества.
Королева
считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной
системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским
главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент
на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой
лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон,
принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в
1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет
право назначать и освобождать от должности премьер-министра и
министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю,
глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей
на выборах, а министров – по предложению главы правительства.
Только
монарх имеет право досрочно распускать Палату общин, хотя в
действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается
по решению правительства и премьер-министра.
Королева
возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства.
Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва
Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада,
Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва
Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины,
Соломоновы о-ва и Тувалу), где королеву представляют
генерал-губернаторы. Порядок наследования короны определяется нормами
прецедентного права и рядом законодательных актов.
Великобритания - страна без Конституции. Порядок
выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей
граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на
столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая
страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на
общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во
всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя
переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и
общества Англии, например, существует черновой вариант конституции,
который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного
претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет
единого мнения о существующей «неписаной» Конституции и о том, надо ли
ее изменять.
Высший орган законодательной власти – парламент
(старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха
(короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. На деле же под
парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении –
нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король
подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти
300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов
может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но
на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в
год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На
практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов,
принятых палатой общин, выдвигает очень редко.
Хотя глава
государства по конституционной доктрине является составной частью
парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится
все же к исполнительной власти.
Палата лордов формируется по
наследству, что в современных условиях является архаизмом. Лорды –
представители сформировавшейся столетиями земельной, промышленной и
финансовой аристократии. Палата лордов, которая именуется «верхней
палатой» парламента, состоит из 1260 членов. В ее состав входят пэры,
виконты, бароны, графы, маркизы, герцоги; реально на заседаниях
присутствует не более 100 человек.
Парламентскими актами 1911
г. и 1949 г. права палаты лордов были существенно ограничены. Основной
её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты,
представленные палатой общин. С 1949 г. за палатой лордов сохранилось
лишь право отлагательного вето – краткосрочной отсрочки принятых
палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся
к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой
лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин.
В
Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин
вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.
Палата
общин является на практике главной и единственной палатой парламента
(«членами парламента» именуются только члены Палаты общин, а члены
Палаты лордов не имеют право на такое звание).
Она избирается
по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе
относительного большинства. Депутаты (в Великобритании их принято
называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным
иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и
после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством
помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые
расходы. Жалованье, выплачиваемое депутатам, считается чуть ли не самым
низким в мире. Депутаты активно работают в своих избирательных округах,
так как их переизбрание в конечном счете зависит от избирателей, даже
если руководство партии вновь выдвинет их кандидатуры.
Встречи
с избирателями организуются по выходным дням. Депутаты принимают их
заявления для передачи парламенту. В свою очередь местные партийные
организации оказывают помощь депутатам своей партии.
Руководит
заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех
заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата
преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок
полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается
беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным (он не вправе
даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него
влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в
том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе
комментировать выступления членов палаты и выступать сам.
Как
и в других парламентах, в палате общин Великобритании образуются
постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают
законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят
парламентские расследования и т.д.
В парламенте создаются
партийные фракции. Их возглавляет лидер. «Главный кнут» и «кнуты»
обеспечивают явку членов фракции на голосование в палате. В нижней
палате парламента Великобритании существует строгая партийная
дисциплина (возможны санкции), но депутат зависит также и от поддержки
избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное
мнение, отличное от мнения руководства.
Основная функция
парламента – законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения.
Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде
чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. Хотя
проект закона может быть внесен в любую палату, на практике
законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем
передается в палату лордов. Глава государства (монарх) обладает
законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют
министры. Подавляющее большинство законопроектов, принимается по
инициативе правительства. Для обсуждения законопроектов членов
парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект
рассматривается в трех чтениях, в первом чтении клерк палаты лишь
зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные
положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в
несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное
обсуждение с поправками и голосованием.
После возвращения из
комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены
поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в
процессе нее проводится особенно активная работа: согласование позиций
членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных
заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер использует разные
приемы для сокращения прений: “гильотину” – прекращение прений в
назначенный час “кенгуру” – он выбирает и ставит на голосование лишь
некоторые поправки, и др. Третье чтение заключается в общей дискуссии
по сути законопроека с предложениями за его принятие или против, но
нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на
голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо
присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется
большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем, именно в
такие периоды «кнуты» развивают особенно бурную деятельность,
обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.
Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.
К
полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того,
что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги
изначально платит население, а представительством народа есть нижняя
палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его
вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по
согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении
закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других
финансовых и «денежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое
различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или
«денежным», принимает спикер палаты общин). Эти законы также
обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в
течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без
согласия палаты лордов.
Парламент Великобритании (практически
палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью
правительства. Однако большинство парламента и правительства, за
исключением редчайшихслучаев, всегда принадлежит к одной и той же
партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в
парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу
парламента, по существу, правительство.
Юридически правительство
несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед
палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но
премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или
только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного
министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме
недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим
правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство
заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку,
оказывая тем самым давление на палату общин.
Дебаты также
являются формой контроля, по общим вопросам политики, которые обычно
предлагаются оппозицией. В связи с этим премьер-министр регулярно
выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в
месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в
связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии. Контроль
за деятельностью министров осуществляют также парламентские специальные
комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не
явиться) для объяснений.
Высшую исполнительную власть
осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который наряду
с наследственным монархом является лидером страны. В правительство
Великобритании входит около 100 человек; наиболее важные и влиятельные
члены правительства образуют более узкую коллегию – Кабинет министров.
Правительство
никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его
состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22
человека, в 1997 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари
внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др.
Он
созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот
кабинет заседает в личной резиденции премьер-министра. Но чаще на эти
заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается
«внутренний кабинет» – несколько ведущих лиц, пользующихся особым
доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от
имени кабинета.
Правительство формируется партией большинства в
палате общин, представляет ей программу, которая утверждается
голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав
правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств,
являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета
(«внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были
приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета,
которые касаются их ведомств.
Также членами правительства
являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих
министров, а также все младшие министры – заместители других министров,
не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по
приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии,
Уэльса, Северной Ирландии. Членами правительства являются некоторые
лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности
(например, лорд – хранитель печати). Далее министры без портфеля,
которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в
состав правительства включается особая категория младших министров:
парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.
При
премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных
органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Существуют также
парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте,
информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном
касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов,
выступления в парламенте.
В Великобритании министерства имеют
отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления
согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например,
в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).
В
решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного
муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура
существенно изменилась. В Северной Ирландии было учреждено 26 районных
управлений. А также была упрощена комплексная организация
самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную
систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных
районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось
только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В
Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.
В
Шотландии существует собственный парламент. В июле 1999г. в Эдинбурге
состоялось его официальное открытие, что расценивается как самое
серьезное для шотландцев событие почти за 300 лет, с того момента, как
в 1707 г. независимый парламент этой страны прекратил свое
существование в результате образования англошотландской унии.
Однопалатный
парламент Шотландии насчитывает 129 членов. Среди наиболее важных
полномочий, переданных Вестминстером шотландскому парламенту: право
издавать законы без дальнейшего их утверждения британским парламентом;
изменять размер подоходного налога в пределах трех пенсов с каждого
фунта.
В сфере деятельности парламента Шотландии теперь
находятся: здравоохранение; образование; подготовка кадров; местные
органы самоуправления; транспорт (вопросы развития); городское
планирование и жилищное строительство; службы социального обеспечения
(частично); экономическе развитие, инвестирование, торговля, экспорт,
туризм; гражданское, уголовное право; суды, полиция, тюрьмы, службы
пожарной безопасности; защита окружающей среды и национального
достояния; архивы, регистрация актов гражданского состояния; сельское
хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство; искусство (галереи, музеи) и
спорт.
Парламент Великобритании сохранил за собой следующие
функции: внешняя политика; оборона и задачи национальной безопасности;
основополагающие вопросы экономики, промышленности, энергетики,
денежно-кредитной политики; определенные вопросы внутренней политики
(иммиграция, занятость, защита информации, борьба с наркобизнесом и
т.п.); социальная защита населения; законодательное регулирование сферы
транспорта; СМИ (в первую очередь, электронные).
Британский
парламент также оставляет за собой право осуществлять законодательную
власть по любому вопросу, однако при нормальных условиях он не будет
принимать законы по проблематике, относящейся к компетенции Шотландии,
без согласия последней.
Право голоса имеют все граждане
Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии,
достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании.
Категория: В мире |
Просмотров: 2520 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|