Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Социологи Бостонского университета поручили врачам проанализировать
свою работу с молодыми мамами и описать применяемые методы и
эффективность лечения послеродовых эмоциональных нарушений.
Группа
исследователей состояла из трех психологов, четырех социальных
работников, одного психиатра и педагога. У всех был более чем
двадцатилетний опыт работы с детьми и родителями. Задачей было найти
способ наиболее эффективно помочь подавленной матери остаться
максимально внимательной к нуждам ребенка, сохранять с ним тесный
контакт и при этом самой пребывать в состоянии душевного равновесия.
Главным акцентом был психологический контакт «мать и дитя»: нужно было
научить новоиспеченную маму сохранять эмоциональную вовлеченность в
жизнь и развитие ребенка и фиксировать проблемы, возникающие у нее в
процессе материнства.
Социологи заметили, что когда мама
приходила на прием без ребенка, это осложняло работу врача и многие его
вопросы оставались без ответа, в процессе терапии наблюдалось много
непредсказуемости и неясности относительно распределения ролей
участников общения. Только присутствие ребенка на сеансах, по признанию
психологов, приводит к реальному терапевтическому эффекту.
«Удивительно, но присутствие и участие в лечении несмышленного младенца
является лучшим катализатором психотерапевтического лечения. Наблюдение
за реакциями малыша и проявление внимания к ним, ответ на его сигналы
«здесь и сейчас» сильно помогают врачу понять, как наладить отношения
матери с ребенком», — отмечают ученые.
В итоге терапия послеродовой депрессии получила эффективную рекомендацию в семь шагов:
— Изложение опыта (мама должна рассказать, как она обычно поступает в той или иной ситуации, связанной с материнством);
— Апробирование нового опыта (репетиция нового поведения в присутствии врача и ребенка на психотерапевтическом сеансе);
— Соединение прошлого и настоящего, интеграция нового поведения в привычную жизнь, вырабатывание новых привычек;
— Моделирование общения с ребенком (рассмотрение возможных проблем воспитания и способов их решения);
—
Стимуляция и поощрение нового эмоционального опыта (обращение к
чувствам и эмоциям матери, одобрение и поддержка ее первых успехов);
— Раскрытие новых перспектив, мечтаний, заглядывание в будущее;
— Формирование рефлексии (приобретение навыков по выражению собственных чувств у матери).
Классический
круг проблем, возникающий у родителей после рождения ребенка, можно
проиллюстрировать всего одной ситуацией — когда врач играл с девочкой
под присмотром ее матери во время терапевтической встречи. Наступил
момент, и врач сказал девочке, что мама устала и надо оставить ее на
время в покое. Больше всего удивилась женщина, мечтающая стать
идеальной матерью. «Ей пришлось перебороть свое убеждение, что она
должна быть идеальной мамой, которая не может позволить, чтобы у
ребенка испортилось настроение. Она считала, что не может разочаровать
ребенка, что 100 % своего времени она уделять ему. Но я настоял на
перерыве в общении, несмотря на то, что девочка была этим недовольна»,
— рассказывает Руф Пэрис (Ruth Paris), доцент социального факультета
Бостонского университета.
Часто женщина, став матерью, думает,
что должна полностью посвятить себя ребенку. На самом деле, приносить
себя в жертву — это большая ошибка, считают врачи. Их совет: оставаться
собой, уделять себе время и продолжать заниматься саморазвитием не
только в роли матери. Не забывать, что у счастливых реализованных
родителей — счастливые дети.
|