Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Крупные американские газеты одна за другой рапортуют о критическом
положении своих финансовых дел. В начале мая появилось сообщение о том,
что одна из старейших газет штата Массачусетс Boston Globe находится
под угрозой закрытия, о финансовых проблемах также сообщают The New
York Times, San Francisco Chronicle, Christian Science Monitor и другие
некогда популярные американские газеты.
Истинный масштаб
проблемы хорошо просматривается на главной странице блога с характерным
названием Newspaper Death Watch. На этом ресурсе имеется два рейтинга:
«Покойся с миром», в котором собраны уже закрывшиеся из-за финансовых
проблем газеты, а также «Ведутся работы», в котором собраны ежедневные
газеты, которые либо находятся на грани закрытия, либо выходят в
«смешанном» онлайн-бумажном формате, либо вовсе полностью ушли в
электронный формат. В первом списке 11 наименований, во втором – 8.
Судя по подборке новостей и аналитических статей, размещающихся на этом
же ресурсе, вскоре оба эти списка пополнятся.
Основных причин
ухудшения положения американской прессы две: финансовый кризис и
интернет. Первый увел с газетных полос рекламные модули, сильно
сократив доходы газет; второй перетянул на свою сторону огромное
количество пользователей: даже ежедневные газеты не могут соревноваться
в оперативности с новостными сайтами.
Эволюция новостей
Безнадежное отставание
газет от новостных сайтов – лишь половина беды. Вторая половина:
монополия на новости постепенно переходит из рук информационных
агентств в руки пользователей Сети. Доверие к так называемой
гражданской журналистике только повышалось в последние несколько лет,
вместе с количеством примеров, когда пользователи всевозможных
социальных сетей, оказавшиеся в эпицентре событий, сообщали о них в
своих блогах раньше самых крупных и оперативных информационных
агентств. Самый красноречивый пример из недавних: история с серией
терактов, случившихся в прошлом году в Мумбаи. Их очевидцы оперативнее,
чем новостные агентства, информировали пользователей Сети о
происходящем, используя сервис микроблогов Twitter.
Другой яркий
пример гражданской журналистики: сетевая газета Huffington Post. Каждый
месяц на этот новостной ресурс заходят более 4 миллионов человек. При
этом из 60 штатных сотрудников в Huffington Post трудятся всего 4
репортера: все остальные новости, статьи и комментарии на добровольной
основе поставляют многочисленные блогеры.
Отсутствие гарантий
достоверности информации, размещаемой в блогах, – пожалуй, единственный
минус гражданской журналистики, но и он условный, поскольку тысячная
аудитория Huffington Post своим существованием доказывает, что
пользователи готовы доверять непрофессиональным журналистам.
Вместе с интернетом и кризисом гвозди в гроб традиционных бумажных газет забивает технология электронных чернил.
Электронным по белому
Третья версия
популярного в США устройства для чтения электронных книг – Kindle DX —
для электронных книг предназначена лишь отчасти. Экран диагональю почти
в 10 дюймов и возможность отображения файлов в формате PDF явно
намекают на «газетную» ориентацию нового устройства. Собственно газету
The New York Times с помощью Kindle DX читать уже можно, скачав ее
электронную версию из интернета прямо в память устройства. Неслучайно,
что руководство газеты стало одним из главных инициаторов создания
более крупного и более дорогого Kindle.
Другая издательская
компания — Hearst Media Magazine – в конце февраля объявила о планах по
запуску собственного устройства на основе технологии e-ink, с помощью
которого пользователи смогут читать электронные версии изданий
компании. И в этом, похоже, единственный возможный путь сохранения
газет как вида СМИ. Перейдя в электронный формат, они обретут то, в чем
интернет пока еще является лидером: оперативность информации и
интерактивность.
Главное, чтобы до того времени, когда
устройства с приемлемыми для чтения газетных полос размерами экрана и
доступной ценой появятся в достаточном количестве, дожило хотя бы
несколько современных бумажных газет.
|