Никто, пожалуй, не будет спорить, что в 80-90-х годах прошлого века случились некоторые события, которые оказали переломное влияние на ход истории. Прежде всего, это испытали на себе люди в той части мира, которую тогда было принято называть Варшавским блоком, однако, парад национальных трагедий и геополитических катастроф вовсе не ограничивается крушением СССР и сопутствующими событиями. Фактически была полностью уничтожена человеческая цивилизация ХХ века, а на место её явилось нечто уже совершенно другое.
Цивилизация эпохи Холодной Войны, которая существовала ещё совсем недавно, всего два-три десятка лет назад, теперь уже оказалась безнадежно забыта, но, так или иначе, все мы, осознанно или нет, ностальгируем по ней.
Человечество не впервые входит в новую эпоху с огромной ностальгией по предыдущей. Как вся европейская цивилизация, от первых варварских королей до Наполеона, Гитлера и своего бесславного конца в виде Евросоюза была проникнута ностальгией по Риму, так и в будущем нам предстоит тосковать по ХХ веку, классической и завершающей эпохи белой цивилизации.
Вся современная культура, вся вторая половина нулевых - это ностальгия и римейки. И, если в 90-е годы интерес к 60-м и 70-м был элитарным и даже в некоторой степени контркультурным, то сейчас увлечение ХХ веком стало массовым. Люди вообще мало интересуются современностью, предпочитая искать вдохновение в прошлом. Ведь в прошлом великие войны, освоение Космоса, научные прорывы, непомерные амбиции политиков, завоевателей, религиозных деятелей. А что сейчас? Компьютерные приставки, мобильные телефоны, реклама и финансовые корпорации. Космос поставлен на службу телевидению, в войнах побеждают те, кто делает ставку не на героизм и военную мощь, а на информационные атаки на наивных европейских леваков и пацифистов. Не то что вражеского блока, человечество не способно создать даже толкового тоталитарного режима, даже для «страшного» Президента «ужасного» Ирана верхом наслаждения является запустить утку для обсуждения в Интернете, на большее никто не способен.
Не только мы, люди всего мира родились в совсем другом мире, нежели сейчас. И в этом смысле поколение из Соединенных штатов, которое сейчас задает стиль, совсем не отличается от того, которое входит в зрелую жизнь здесь и по всему миру. Все мы втайне знаем, что были рождены для чего-то совсем другого, и все мы смутно помним, что мир, в котором мы были рождены, сильно отличался, от того, что мы сейчас видим перед собой. В детстве все было по-другому. Настоящее не интересно, интересно как было бы, если бы тот мир продолжался...
В этих условиях главным жанром в кино все больше становится обращение к юношеским годам, к тому, как все начиналось. Есть несколько киношных миров, которые намертво ассоциируются у нас с ХХ веком. Они имеют мало отношения к реальности и фантастичны, но именно благодаря этому передают стиль ХХ века как нельзя лучше. Бондиана, Звездные войны, Бэтмэн. Можно вспомнить ещё, но пока остановимся. В последние годы, во второй половине нулевых, в каждой из этих киноэпопей был выпущен фильм, демонстрирующий начало пути киногероев. Люди с огромным удовольствием смотрят фильмы, где им дают надежду. Что все ещё только начинается, все ещё впереди. Хотя на самом деле все уже давно в прошлом. В прошлом программа «Звездные войны», и никому уже не светит вести войну в космосе, в прошлом Джеймс Бонд, а крошечные фотоаппараты и техасский холдем стали доступны каждому. В прошлом человек-летучая мышь, спасающий людей от разнообразных маньяков, теперь его мышцы и технические приспособления никому не нужны. Старые киногерои пытаются прижиться в новом мире, но тщетно, интересна только их молодость.
И вышедший на экраны в мае 2009-го года фильм в жанре «как все начиналось» фильм «Звездный Путь» не стал исключением из общей тенденции. Вселенная «Стар Трек», звездного пути, тоже является в нашем мире рудиментом той старой цивилизации, о которой мы так грустим. Появившись в 66-м году телесериал «Звездный Путь» быстро занял главенствующее место среди всех миров будущего в научной фантастике. Классикой стало все. Каждая мелочь и деталь, космический корабль, одежда и аксессуары и, конечно, персонажи. Фильм разобран на цитаты, намеки на него появляются в самых неожиданных местах, казалось бы, совсем не связанных с жанром научной фантастики.
Впоследствии было немало попыток продолжить сериал. Иногда даже успешных, но в основном нет. Поклонники так мечтали о продолжении, так полюбили вселенную, что готовы были смириться и с комичным лысым человеком (Патрик Стюарт) в роли капитана корабля, и с неприглядными тетками с прическами как у деревенских продавщиц, наводнившими корабль «Энтерпрайз» в восьмидесятые годы.
Но главное, что приводило в отчаянье, - постепенно деградирующая идеология. Из бравого боевого военного корабля с отчаянной командой и бесшабашным капитаном, исследующего новые миры вселенной, не стесняющегося применять фазеры и фотонные торпеды, и совершенно не церемонящегося с культурными особенностями инопланетян, «Энтерпрайз все больше превращался в невнятную посудину, мотыляющуюся по всему космосу с глупыми гуманитарными миссиями. Главной доблестью для капитана стало умение быстро капитулировать перед любой внешней угрожающей силой, тем самым показав свою «мудрость», и продемонстрировать желание решить все миром. Пожалуй, Горбачев не зря был самым популярным политиком для американцев, и сериал 1987 года продемонстрировал образ капитана, который всего добивается исключительно капитуляциями. От года к году становилось все хуже. Сериал «Энтерпрайз», стал уже полностью нести идеологию современного европейского левачества и антифашизм космического масштаба. Кто-то решил, что фантастические телесериалы могут научить нас «политкорректности и толерантности». И вслед за самым пошлым фантастическим сериалом на свете «Вавилоном 5», чуть ли не из каждой скучнейшей серии «Энтерпрайза» непременно следовала мораль, что «нет плохих инопланетян», а в любых конфликтах «хорошие» инопланетяне противопоставлялись «плохим» людям.
Ситуация в полнометражных фильмах, посвященных вселенной, также не вызывала оптимизма. Герои фильмов то совместно с экологами спасали от уничтожения китов, то принимали без всяких условий в «Федерацию планет» откровенных врагов. На руководящих постах в Звездном флоте все чаще оказывались сначала женщины и чернокожие, а потом и вовсе разнообразные инопланетяне. Представить себе белокурую бестию из 60-х, Вильяма Шатнера, на высшей офицерской должности в звездном флоте стало уже совершенно немыслимым.
Казалось бы, это конец, и любимый мир больше никогда не порадует нас патетическими приключениями бесстрашных покорителей космоса, никогда уже ни одному лучику света не пробиться сквозь парниковые газы политкорректности, но выход найден был.
Отбросив все наслоения бестолковых 80-х и пустых 90-х, сценаристы поступили радикально и вернулись к классическому «Стар Треку» образца 66-го года. Решили снять фильм о том, «как все начиналось». Лысые капитаны, борьба за права инопланетян, негры, управляющие звездолетами, все это будет в будущем. А пока можно продемонстрировать корабль «Энтерпрайз» и команду капитана Кирка во всей своей красе, хоть и в молодости и в другом составе актеров.
В результате получился зрелищный, легкий, веселый и абсолютно родной для любителей вселенной фильм. Актеры подобраны неплохо и похожи на своих прототипов, блистательно воспроизведены жесты, мимика, психологические особенности и характерные словечки персонажей. Некоторые несуразности сюжета, вроде катапультирования члена экипажа на необитаемую планету за небольшой проступок, можно простить, ведь на этой планете главный герой встречает ни кого иного, как самого Леонарда Нимого, первого исполнителя роли Спока, признанного национального любимца в Соединенных Штатах.
Мы живем в эпоху римейков и в прошлом видим свою надежду на будущее. Тайное желание вернуть времена Холодной Мечты охватывает человечество с все большей силой. Но способны ли мы войти в эту реку во второй раз? Крушение белой цивилизации и ценностей ХХ века ещё не окончательно. Мы ищем в образах массовой культуры альтернативу унылой современности, добавляем спецэффекты к «Звездному Пути» и раскрашиваем Штирлица, но это лишь уловки, поскольку мы не готовы признать очевидное - что мы потеряли свою цивилизацию, позволили непонятным инопланетянам захватить власть на Земле. Мы цепляемся за рудименты прошлого, будь-то заграничный телесериал про инопланетян, или отечественный про фашистов, но не замечаем, что уже давно находимся под диктатурой фашистов-инопланетенян, которые диктуют нам, какие фильмы снимать можно, какие нет, кто должен сниматься в главных ролях, какие взгляды выражать допустимо, а какие нет. И даже антигерои, мюллеры и клинганы кажутся нам родней и понятней, чем омерзительные современники. И, чем скорее мы поймем, что где-то в семидесятых свернули со своего пути, тем будет лучше для всех.
Пора возвращаться на звездный путь!