Последнее время в обществе наметился интересный тренд – мир стареет.
Если раньше для маркетологов лакомым кусочком была молодежная
аудитория, то сегодня ситуация может поменяться, если через пару
десятков лет большей части людей будет за 40 лет. Это реальность. И над
ней стоит задуматься.
Что же происходит?
По
данным ООН последнее время каждое десятилетие продолжительность жизни
увеличивается на несколько лет. При этом данный показатель заметно
вырос, если сравнивать его с тем, что было 100 лет назад. Сегодня
средняя продолжительность жизни мужчины составляет 65 лет, в то время
как женщины живут на 5 лет дольше. В ООН полагают, что уже в середине
XXI века каждый шестой человек на планете будет старше 65 лет (сегодня
каждый 16-й житель старше этого возраста). Получается, что население в
ближайшее время будет стареть. И причин тому несколько.
Во-первых,
выросло качество жизни. Вместе с ним серьезно подрос уровень медицины,
который позволяет людям не просто жить дольше, но и оставаться при этом
более здоровыми и вовлеченными в жизнь. Это, конечно, хорошо, но не
отменяет проблем, которые возникают из-за старения населения.
Во-первых, кто будет ухаживать за старшим поколением, когда это
действительно понадобится?
В Японии это самая настоящая
проблема. Медианный возраст в этой стране сейчас – 43 года. Это, мягко
говоря, не очень хорошо и сулит определенные проблемы в ближайшем
будущем. Во-вторых, работающих людей станет заметно меньше. Люди в
возрасте предпочитают отдыхать на накопленные средства.Второй важной
проблемой старения населения стал спад рождаемости, который наблюдается
по миру вот уже несколько десятилетий. Изменился сам уклад жизни.
Женщины стали работать на равных с мужчинами, а потому времени на
создание полноценной семьи становится все меньше.
Как же будет меняться рынок?
Очевидно,
что в ближайшие десятилетия многие компании станут ориентироваться на
более возрастных клиентов. Это повлечет за собой некоторые изменения,
на которые стоит обратить внимание:
1) Упрощение продукции.
Уже сейчас многие производители автомобилей ориентируются на водителей,
которым за 60, разрабатывая машины с упором на потребности этой
аудитории. При этом будущие поколения пожилых людей будут вполне
неплохо разбираться с техникой, но вряд ли по этому показателю смогут
спорить с молодежью, так что упрощение продукции и взаимодействия с ней
неминуемо.
2) Ностальгия. Многие компании и
сейчас успешно играют на чувствах ностальгии. В будущем такой подход
будет только набирать популярность. Вполне вероятно, что крупные
компании будут делать акцент на своих старых и известных брендах, даже
выпуская новую продукцию под проверенными лейблами. Возможно, мы станем
свидетелями эпохи возрождения брендов.
3) Ориентация на поддержку.
Старшее поколение отличается от молодежи в первую очередь тем, что
покупает вещи на длительное время и не очень любит экспериментировать.
Это означает, что бизнесу будет сложнее продавать большое количество
товаров (например, машин, которые некоторые молодые люди меняют раз в
три года). Придется серьезное внимание уделять сервису.
4) Расцвет консультационного бизнеса.
Очевидно, некоторым компаниям придется сменить бизнес-модель и перейти
на консультационную. Это в первую очередь будет связано с финансами.
Многим людям нужно будет думать о том, куда инвестировать свои деньги.
И тут-то и понадобятся личные консультанты, управляющие портфелем и так
далее.
5) Развитие новых рынков. В Японии
сейчас активно развивают робототехнику и различные устройства,
позволяющие людям избавляться от своих недугов (например,
механизированные скелеты, способные помочь ходить тем, кто почти не
может). Эти рынки ждет бум в ближайшие десятилетия. Недаром бывший
глава компании Toyota не так давно заявлял, что на ближайшее будущее
основным приоритетом компании станет робототехника, а не
автомобилестроение.
6) Здоровая пища. Проблемы
будут у всех производителей пищи, которую не жалует старшее поколение:
сладкое, напитки вроде Coca-Cola, чипсы и многое другое. Наверное,
именно поэтому последнее время мы видим, как некоторые производители
подобной продукции выпускают товары, в которых используются заменители,
делающие их не такими вкусными, но зато полностью натуральными.
7) Расцвет индустрии красоты.
Интересный момент заключается в том, что люди старше 50 лет тратят
заметно больше средств на косметику. Так, по данным компании L’Oreal
люди от 50 до 59 лет тратят на косметику на 48% больше, нежели средний
возраст (30-40 лет). А после 60 этот показатель вырастает до 69%.
Общее
старение мира еще вызовет много экономических проблем. Существуют точки
зрения, согласно которым будущие поколения и вовсе останутся без
пенсии. Все это действительно возможно. Компаниям же надо подумать,
какое место занимают пожилые люди в их бизнесе. Ну а предприниматели
уже сейчас (в том числе и российские) могут задумываться о своих
будущих компаниях, которые могут предоставлять различные услуги или
товары «людям в возрасте».