Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
В научно-издательском центре «Ладомир»
завершилась подготовка к изданию на русском языке знаменитой книги
научного исследователя Джорджтаунского университета США Натаны
Делонг-Бас «Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ до всемирного
джихада». Этот труд носит сугубо научный характер – автор изучила в
библиотечных архивах Саудовской Аравии все рукописное наследие
богослова Мухаммеда ибн Абдель-Ваххаба и представила публике
реконструкцию взглядов основоположника «ваххабизма». Эта книга о том,
что нынешние представления общества о саудовском богослове не имеют
ничего общего с его настоящими взглядами. Об этом наша беседа с бывшим
послом России в Саудовской Аравии, заместителем начальника Управления
международных связей Совета Федерации и автором послесловия к книге
Натаны Делонг-Бас Андреем Баклановым.
- Термин "ваххабизм" в
России и западном мире имеет крайне негативный оттенок, и им обычно
оперируют, когда необходимо обвинить оппонентов. Андрей Глебович, вы
долгое время работали и жили в Саудовской Аравии, где учение исламского
богослова Мухаммеда ибн Абдель-Ваххаба занимает главное место в жизни
страны. Как там относятся к этой проблеме?
- «Взрывной» характер интереса к исламской проблематике, который
мы наблюдаем с 90-х годов, и который еще больше подстегнула трагедия 11
сентября 2001 года, к сожалению, не был адекватно подкреплен работой
специалистов востоковедческого направления. Более того, именно в
последние десять – пятнадцать лет мы наблюдаем процесс оттока большого
количества уже сформировавшихся экспертов-востоковедов, их переход на
другие направления общественной деятельности. Поэтому в СМИ и даже
специальной литературе появилось много неточных, малограмотных, я бы
сказал наивных в научном отношении оценок, непосредственно связанных с
исламской проблематикой. Это относится и к понятию "ваххабизм".
Начнем с того, что в большом количестве изданий, даже справочных, мы
находим указание на то, что «ваххабизм» признается в Саудовской Аравии
государственной идеологией или официальной религией Королевства.
Те, кто находились в этой стране и из первых рук могли почерпнуть
знания о реалиях Саудовской Аравии, кто знаком с документальными
источниками, высказываниями политических и религиозных деятелей,
конечно, скорректируют такую оценку. Могу сослаться на собственный опыт.
Ситуация сложилась так, что, получив назначение, я приехал на работу в
Эр-Рияд в выходной день, и у меня сразу появилась возможность начать
знакомство со страной с посещения Национального музея. С учетом того,
что проблематика ваххабизма была в тот период одной из наиболее
«острых» тем, которые обсуждались в научной литературе и публицистике,
я специально обратил внимание на экспозицию, посвященную деятельности
Мухаммеда ибн Абдель - Ваххаба. Там много говорилось о его роли в
создании саудовского государства, но слово "ваххабизм" нигде не
использовался. В последующем я заметил, что такой термин вообще
отсутствует в политической и религиозной пропаганде, которая ведется в
Саудовской Аравии. Кстати, это было еще до событий сентября 2001 года.
- Вам приходилось общаться с высокопоставленными деятелями Саудовской Аравии на эту тему?
- Да, было немало бесед по этой проблематике. Особенно примечательной
представляется встреча с министром по делам ислама шейхом Салехом Бен
Абдель-Азизом Аш-Шейхом, который является прямым потомком Мухаммеда Ибн
Абдель - Ваххаба, одним из наиболее авторитетных представителей этого
семейно-религиозного клана. Я спросил Аш-Шейха, с чем связано то, что,
находясь в Саудовской Аравии, я нигде не слышу про «ваххабизм». И это в
то время, когда в СМИ и в научных публикациях в зарубежных странах
широко используется именно этого термин. Министр сказал: «Рад этому
вопросу, потому что у меня есть возможность разъяснить принципиальную
позицию на этот счет религиозных и политических кругов Королевства». Он
далее отметил, что сам термин "ваххабизм" и обозначение последователей
и учеников Ибн Абдель - Ваххаба в качестве "ваххабитов" - ни что иное,
как продукт пропаганды политических и религиозных оппонентов
знаменитого богослова. Когда Ибн Абдель - Ваххаб боролся за создание
единого государства на базе идеологии «возвращения к подлинному
Единобожию» и неукоснительному следованию Корану, против концепций
"отуречивания" ислама, у него, естественно, было немало соперников. И
именно они для доказательства того, что Ибн Абдель - Ваххаб якобы
претендует на создание «собственного мазхаба» и собственной
интерпретации ислама, ввели этот термин. При этом оппоненты
подчеркивли, что «ваххабизм» является ересью, «нововведением», которые
находятся «за рамками ислама».
Таким образом, с самого начала этот термин, по мнению министра,
использовался для дискредитации религиозной и политической линии
Саудовской Аравии. На самом деле, сказал он, специфика воззрений Ибн
Абдель - Ваххаба как раз заключалась в том, что он ратовал за
возвращение «к истокам», к точному пониманию того, что написано в
Коране и сказано в Сунне. Он был религиозным деятелем, богословом. Его
политическая функция заключалась в объединении земель, создании на
Аравийском полуострове прочного государства. Но в основном его работы
носили религиозный характер.
В религиозной литературе, издающейся в Саудовской Аравии отмечается,
что совокупность идей Абель - Ваххаба – это не «ветвь» мусульманской
религии, не отдельный мазхаб. Примечательно, что министр по делам
ислама в одном из своих публичных, официальных выступлений заявил, что
руководство Саудовской Аравии «вообще против того, чтобы следовать
какому-то одному мазхабу». «С самого начала создания королевства, -
подчеркнул он, - было решено использовать все школы ислама –
ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы.
Религиозные деятели Саудовской Аравии обращаются ко всем направлениям
ислама для того, чтобы принимать сбалансированное и правильное решение.
В исламских учебных заведениях преподаются все четыре мазхаба».
Могут быть различные интерпретации этих высказываний. Но факт остается
фактом - приведенные заявления отражают официальную точку зрения
нынешнего руководства Саудовской Аравии.
- Какое место Мухаммед ибн Абдель-Ваххаб занимает в Саудовской
Аравии, кем он является для жителей королевства и для политических
кругов?
- Он занимает большое и почетное место, но исключительно в двух
аспектах. Во-первых, признается его значительный религиозный вклад в
укрепление концепции Единобожия, очищение от «нововведений», которые,
по мнению саудовских богословов, появились вследствие «неправильного
понимания ислама», в частности под влиянием школ, существовавших в
других арабских и мусульманских странах. Жителями королевства его роль
воспринимается также через призму его борьбы за объединение земель под
властью нынешней правящей династии.
- Некоторые оппоненты салафизма, к примеру, официальное
мусульманское духовенство на Северном Кавказе, да и в других регионах
России, когда критикуют учение этого богослова, говорят о его жесткой и
радикальной линии. При этом забывают упомянуть, что Ибн Абдель - Ваххаб
был высокообразованным богословом и реформатором и выступал с критикой
тех, кто погряз в коррупции и роскоши, кто отошел от религиозных и
морально-этических норм. Вам не кажется, что официальное духовенство
таким образом использует тему «ваххабизма», борясь со своими
религиозными оппонентами?
- Вы знаете, здесь необходимо все разложить по полочкам. Большое и
веское слово должны сказать специалисты, ведь не секрет, что иногда
случалось так, что по проблематике «ваххабизма» высказывались те, кто в
руках богословские тома не держал. Книги Ибн Абдель - Ваххаба написаны
довольно сложным языком, не у всех хватало терпения, да и знаний для
того, чтобы самому разобраться в том, что именно он проповедовал. На
деле получилось так, что одни и те же суждения – зачастую не совсем
верные - о его учении «кочевали» из одного интервью в другое, и
насколько они точно они отражали концепции богослова – большой вопрос.
Если говорить о его подходах, то в целом нельзя не согласиться с тем,
что действительно они весьма «жесткие», по многим направлениям –
намного более радикальные, чем концепции многих других исламских
богословов. Но, скажем, такие вопросы как имущественные права женщин в
мусульманском обществе, сущность «джихада» и некоторые другие
трактуются у него в сложной и неоднозначной манере, и делать какие-то
упрощенные заключения я бы не стал.
Вместе с тем резонно поставить вопрос, с чем же в таком случае связано
то, что многие представители экстремистских сил используют идеи именно
Ибн Абдель - Ваххаба? Мы знаем также, что отмечались попытки
«заслониться» его именем, выступить с подрывными проповедями,
направленными против существующего строя в арабских и мусульманских
странах, в России. Так что же берут экстремисты на вооружение из
идеологического наследия этого ученого?
Как представляется, прежде всего ими заимствуется, - естественно, при
определенном «осовременивании», «приспособлении» к своим политическим
потребностям -положение Ибн Абдель - Ваххаба о том, что управлять
государством должны только те люди, которые являются самыми верными,
последовательными, «подлинными» приверженцами мусульманской веры. Ибн
Абдель - Ваххаб подчеркивал, что авторитет религиозного знания в
обществе мусульманских стран должен быть выше всех других характеристик
личности. Отсюда было его требование, чтобы руководители страны
соответствовали самым высоким стандартам мусульманской веры, и если
выяснялось, что политические деятели не соответствуют этим критериям,
они должны были уйти. Вот эти положения и применяются радикалами. Они
причисляют себя именно к тем, кто «правильно» понимает Коран и сунну,
является приверженцем «истинного ислама», и, в силу этого, должен брать
власть в свои руки взамен отошедших от «норм ислама» элит, которые
сегодня правят в арабских, мусульманских странах.
Другими словами, экстремисты находят в идеях Ибн Абдель - Ваххаба самое
главное для них – предлог для оправдания своих притязаний на власть –
будь то арабские и другие мусульманские страны или субъекты Российской
Федерации, имеющие мусульманское население.
Другое положение, которое используют в своей практической деятельности
радикалы – это рекомендуемый ученым способ прихода к власти - путем
завоевания «сердец» простых людей. Нужно активно действовать прежде
«снизу», в массе рядовых верующих. Постепенно расширяя ряды своих
сторонников, можно склонить чашу весов в исламском государстве на свою
сторону. Эта «методология», в общем-то не очень оригинальная, видна в
действиях многих экстремистских групп и организаций.
Призыв Ибн Абдель - Ваххаба к борьбе с коррупцией – также есть в
концепциях многих других деятелей. Но радикалы часто ссылаются на его
авторитет, чтобы доказать, что нынешняя власть является «неправильной»,
противоречащей «устоям мусульманской веры».
Вместе с тем, по-видимому, правильно было бы отметить, что идеи Абдель
Ваххаба вряд ли можно «автоматически» представлять как готовые
«инструкции» сегодняшним радикалам и террористам. Ведь не надо
забывать, что он жил три столетия назад, в эпоху реформ Петра 1 и
правления Екатерины Второй.
Кроме религиозных работ богословов - последователей школы Ибн Абдель -
Ваххаба, в последние полтора-два десятилетия сформировался мощный
мутный поток т.н. «ваххабитской литературы» - агитационных материалов
самого экстремистского, провокационного и подрывного характера,
написанных современным языком для верующих в различных странах. Поэтому
следует признать, что очень часто мы имеем место с попытками
проникновения злобных антироссийских пропагандистских материалов. Эти
материалы, имеющие совершенно очевидные политические цели, очень часто
являются с религиозной точки зрения просто безграмотной «агиткой»,
которую авторы пытаются прикрыть авторитетом исламского ученого. С
учетом этого нелишне подчеркнуть, что непродуманное «присвоение»
экстремистским «опусам» названия «ваххабизм» - далеко не безобидное
дело. Вольно или невольно пропаганде ненависти и экстремизма придается
«статус» религиозной литературы. Вследствие этого враждебные элементы
представляют дело так, что якобы имеет место борьба религиозного
характера, хотя на самом деле речь идет о противодействии криминальным,
преступным идеям, зачастую ничего общего с религией не имеющим.
- Но мы видим, что даже автор книги Натана Делонг-Бас удостоилась
ярлыка защитника терроризма и проповедника ваххабизма. Хотя профессор
кропотливо изложила свой анализ трудов средневекового мыслителя…
- Думаю, что подобные упрощенные, однозначные оценки также вряд ли
помогают разобраться в сути вопроса. Здесь нужна дискуссия,
обоснованная критика упущений авторов, которые пишут по столь сложным
темам. Я читал книгу профессора, она была издана в 2004 году в Лондоне,
а затем переиздана в 2005 в Каире. Я прожил в Каире восемь лет. С
трудом могу представить, чтобы в столице Египта – государства, ведущего
тяжелую многолетнюю борьбу с террористами, могли опубликовать книгу
«защитника терроризма». Натана Делонг-Бас – специалист, профессионал,
она проанализировала большое количество специальной литературы и
является знатоком этой проблематики. Вместе с тем, прямо скажу, что с
целым рядом положений монографии я категорически не согласен. Она
написала книгу для того, чтобы показать примитивность некоторых
«расхожих» суждений относительно деятельности Ибн Абдель - Ваххаба.
Его учение действительно носит более сложный характер, зачастую ему
приписываются вещи, не имеющие к нему отношение, либо богослов не столь
однозначно писал об этих вещах. В монографии дается попытка более
комплексно и сбалансировано подойти к этим вопросам. Но работа отнюдь
не лишена крупных недочетов. Главный недостаток – начав разбираться в
феномене «ваххабизма» автор остановилась на самом важном месте. Она так
фактически и не прояснила вопрос о том, в силу каких причин некоторые
из положений, выдвинутых Ибн Абдель - Ваххабом, широко используют
экстремисты, что конкретно они находят для себя в идеях этого
проповедника. Это как раз те вопросы, которые мы сегодня затрагивали в
нашей беседе. Помимо этого, автор широко использует термин «ваххабизм»,
даже в названии монографии – «Ваххабистский ислам: от возрождения и
реформ до всемирного джихада». Она должна была более четко оговориться,
что на родине богослова такой термин «не в ходу». В отношении этой
книги, которую оцениваю в целом весьма неоднозначно, имеется целый ряд
других критических замечаний. Но это тема отдельного разговора.
- Как вы думаете, способна эта книга изменить общественное мнение в России относительно учения богослова-реформатора?
- Я думаю, общественное мнение должно меняться не с выходом одной-двух
книг зарубежных авторов, а в результате целенаправленной деятельности
наших специалистов, совместной, согласованной, кропотливой работы
научной общественности и государственных органов. Проблема
примитивности, «приблизительности» оценок - это проблема образования.
Необходимо совершенствовать подготовку востоковедов, а также
специалистов-богословов - наряду с усилением и диверсификацией форм
борьбы с экстремизмом и терроризмом. Нельзя бороться с враждебными
течениями, слабо разбираясь в их истоках и сущности. Противоречащие
интересам нашего государства идеологические построения и основанные на
них практические действия криминальных элементов должны встречать
квалифицированный, адресный, скоординированный и решительный отпор.
|