Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» Младенцы не нуждаются в нашей помощи для того, чтобы учиться, считают
ученые. «Наше исследование показало, что с самого рождения дети активно
познают мир», - заявила автор исследования, профессор психологии
Сузанна Геспос (Susan Hespos). Похоже, что мы воспринимаем мир
практически одинаково с младенчества до старости, внося по ходу лишь
незначительные изменения, считает она. Пятимесячные дети могут
различать похожие на вид жидкости и твердые тела, и это указывает на
то, что дети рождаются очень умными и постоянно учатся, утверждают
исследователи из университета Норсвестерна. В двух экспериментах,
проведенных ими, выяснилось, что дети дольше наблюдают за объектами,
которые делают новые и неожиданные вещи, а затем принимают решения на
основании полученной информации. Та же реакция наблюдается и у
взрослых, когда они сталкиваются с чем-то новым. В ходе
первого эксперимента двум группам 5-месячных младенцев показывали либо
стакан с голубой водой, либо стакан с твердым объектом голубого цвета
внутри. Стакан наклоняли назад и вперед, чтобы дети видели, каким
образом субстанция внутри стакана реагирует на движение. Затем
исследователи переливали жидкость и твердый объект из одного стакана в
другой. Малыши дольше наблюдали за перемещением из стакана в стакан
объекта, который они не видели, когда стаканы наклоняли. «Каким бы
причудливым это не казалось, младенцы дольше смотрят на то, что им
незнакомо, поскольку чувствуют разницу и пытаются понять, что же
происходит», - рассказала автор исследования Сузанна Геспос. В
ходе второго эксперимента детям снова показывали стакан с жидкостью или
твердым объектом, наклоняемый назад и вперед. Затем им демонстрировали
цилиндрическую трубку, которую погружали в каждый из стаканов. Как и в
первом эксперименте, дети дольше наблюдали за процессом, если трубку
помещали в стакан, который они не видели вначале. Исследователи
считают, что визуальный опыт подсказывал детям, что должно произойти
при погружении трубки в стакан. Если они видело что-то, что не
соответствовало ожиданиям, они обращали на это внимание. «Наши
эксперименты показали, что у младенцев существуют ожидания по поводу
физических свойств жидкостей. Дети – удивительные экспериментаторы, и
они постоянно собирают информацию», - заключили исследователи. Они
считают, что ребенок не является «чистой доской», нуждающейся в помощи
других для познавания мира. Результаты работы были напечатаны в майском
выпуске журнала Psychological Science.
|