Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» Мужчина с бакенбардами в звездно-полосатом котелке, известный как Дядя
Сэм и олицетворяющий американское Отечество, сегодня вновь призывно
тычет пальцем с плакатов на улицах городов США.
В трудный час
Дядя Сэм, как всегда, мобилизует нацию на великие дела. Сейчас, во
времена экономической депрессии, он призывает: "Покупай местное!"
Плакаты
с самым узнаваемым образом "совести нации" украшают витрины маленького
живописного городка Ньюпорт американского штата Род Айлэнд. Дядя Сэм
объясняет, почему наступило время поддержать "своих": чтобы налоги
продолжали поступать в бюджет, чтобы ваш сосед получил пособие и, в
свою очередь, купил что-нибудь в вашей лавочке или компании. Такой
традиционный призыв к "патриотическому потребительству". По опросу
института Айн Рэнд, около 80% американцев считают своим долгом покупать
сейчас отечественную продукцию.
На прилавках супермаркетов
появилась картошка в упаковке с изображением национального флага -
удачный рекламный ход, чтобы сознательный американец случайно не купил
продукт мексиканского конкурента.
Мэр одного из городов
автоиндустриального штата Мичиган уже предписал всем чиновника и
депутатам покупать автомобили только местного производства.
США,
валовой внутренний продукт которых составляет около 30% глобальной
экономики, пытаются защитить своих товаропроизводителей не только
глобально, но и на местном уровне тоже.
"Покупай местное, сделанное в Бронксе!", - призывают плакаты в небогатом "цветном" районе Нью-Йорка.
"Парадокс
в том, что страна, породившая глобализацию, теперь ищет от нее защиты.
Забудьте о новых соглашениях с США о свободной торговле", - сказал РИА
Новости глава департамента международной экономики крупнейшего
аналитического центра "Совет по внешним отношениям" Бен Стайл.
"Понаехали тут всякие"
Америка, страна, созданная эмигрантами, в условиях кризиса недоверчиво ощетинивается на мир.
"Понаехали
тут всякие!", - почти по-московски цедит сквозь зубы голубоглазый
гитарист, играющий в метро, увидев, что на "его" площадке уже
обосновались конкуренты - смуглые парни в широкополых мексиканских
сомбреро с лютней и скрипкой.
Рост безработицы, мрачный прогноз,
что армия уволенных может достигнуть 10% трудоспособного населения,
недовольство избирателей подтолкнули политиков к принятию в конце
февраля "поправки Сандерса", ограничивающий приток иностранной рабочей
силы в страну. Теперь компании, получившие поддержку из
многомиллиардного антикризисного стабилизационного пакета, в течение
двух лет не имеют права нанимать иностранцев.
По сути, это все крупнейшие банки, финансовые корпорации и индустриальные гиганты.
Однако
и эта мера уже кажется недостаточной на политическом Олимпе. Сенаторы
Дик Дарбин и Чарльз Грейсли продвигают новый законопроект,
предписывающий всем без исключения компаниям запретить привлечение
иностранных специалистов и устранить кадровую диспропорцию в тех
компаниях, где большее 50% сотрудников составляют зарубежные кадры.
Как
правило, такое случается в высокотехнологичных и инновационных
компаниях, других венчурных предприятиях. Крупный бизнес скептически
оценивает разворот США на 180%.
"Это уже будет не Америка.
Ограничения на прием работников для бизнес-корпораций, также как и
вмененные в обязанность закупки только американской продукции - будь-то
сталь или сплавы – наоборот, затянут экономику в воронку кризиса", -
сказал РИА Новости Рик Уиддл, президент и гендиректор венчурной
исследовательской компании Research Triangle Park.
Многие
полагают, что США следует наоборот, как минимум, вновь поднять квоту
найма высококвалифицированных специалистов из-за рубежа с нынешних 65
тысяч человек в год до уровня 2001 года, когда она составляла 195 тысяч
человек.
"Я заметил, что группы, где работают представители
разных национальностей, успешней решают задачи. Например, русский,
японец и бразилец видят решение проблемы по-разному, и это здорово,
когда они работают в одном проекте", - говорит Уиддл.
Тайная война
Политику
Белого дома по закрытию внутреннего рынка «в штыки» встретили ближайший
сосед США Канада и главные конкуренты в области производства
продовольствия - Австралия и Новая Зеландия. США направляют на
поддержку своих товаропроизводителей сотни миллиардов долларов.
"Американский
протекционизм резко усиливается вопреки заявлениям Барака Обамы о
приверженности принципам свободной торговли... Процесс начинает давать
метастазы", - заявил канадский министр промышленности Тони Клемент.
В
США сейчас все проводят параллели с Великой депрессией 30-х годов. В
том числе некоторые вспоминают, что американская рецессия тогда
переросла в Великую депрессию, потрясшую весь мир, во многом из-за
протекционизма местному товаропроизводителю. В июне 1930 года в США был
принят закон Смута-Хоули о тарифах, установивший высокие таможенные
пошлины на ряд товаров, чтобы ограничить импорт и простимулировать
внутреннюю экономику. Результатом этого был кризис и политические
катаклизмы в Европе, ставшие питательной средой для расцвета фашизма и
закончившиеся Второй мировой войной.
Неслучайно газета
Washington Post написала на днях, что нынешняя экономическая политика
США является "тайным объявлением войны" принципам свободной торговли.
|