Мифы о катастрофах часто страшнее реальности,
утверждает на страницах The Times журналистка и писательница Аманда
Рипли, которая много лет писала о разнообразных чрезвычайных ситуациях
и брала интервью у выживших. В своей статье она опровергает 10 самых
распространенных мифов о катастрофах и стихийных бедствиях.
Вопреки
распространенному убеждению, даже серьезные аварии в авиации (включая
пожары) не обязательно фатальны: 56% пассажиров, попавших в такие
катастрофы с 1983 по 2000 год, остались живы. "Главное, побыстрее
покинуть самолет", - пишет автор, подчеркивая, что лучший способ
подстраховаться - это заранее прочесть буклеты по технике безопасности,
так как в состоянии испуга мозг очень плохо обрабатывает новую
информацию.
Безудержная паника, изображаемая
в фильмах-катастрофах, в действительности большая редкость: обычно люди
становятся кроткими и покорными, пишет автор. "Это порождено
естественным отбором: те, кто перед лицом опасности впадает в истерику,
редко остаются живы", - отмечает Рипли.
От
катастроф чаще страдают бедняки - в том числе бедные страны,
подчеркивает Рипли. Два землетрясения - в Калифорнии в 1994 году и в
Пакистане в 2005-м, были одинаковыми по силе и радиусу разрушений, но в
США погибло всего 63 человека, а в Пакистане - около 100 тыс., сообщает
издание.
Стихийные бедствия редко бывают
неожиданными: так, ураган "Катрина" был за много лет предсказан
учеными, журналистами и чрезвычайными службами во всех деталях. "Беда в
том, что мы слишком плотно застроили побережье, уничтожив природные
буферы типа мангровых лесов", - поясняет автор.
В
чрезвычайной ситуации благоразумие обычно важнее физической силы,
замечает автор. Среди выживших в цунами 2004 года было больше мужчин,
так как многие женщины не умели плавать. Однако в США мужчины чаще
гибнут при наводнениях и ударах молнии, так как часто медлят с
эвакуацией.
При пожаре следует рассчитывать
только на себя, соседей или коллег, так как пожарные не могут появиться
на месте моментально, отмечает Рипли.
Учебные
тревоги - это не пустая трата времени: "когда комната полна дыма,
приходится пробираться на ощупь, а это очень опасно: в современном
здании дым очень быстро становится ядовитым", - пишет Рипли, советуя
отработать до автоматизма путь к ближайшему выходу.
Истории
о мародерстве и изнасилованиях при крупных катастрофах значительно
преувеличены, считает автор. Если такое и случается, то в
неблагополучных районах.
В первобытный
инстинкт "сражайся-или-беги", который якобы включается в нештатных
ситуациях, Рипли не верит. "В действительности люди очень часто не
спасаются от смертельной угрозы, а замирают, словно бы впадая в
летаргический сон", - пишет она, ссылаясь, например, на катастрофу
парома "Эстония" в 1994 году. Возможно, речь идет о защитном механизме:
человек или животное прикидывается мертвым, чтобы спастись от хищника.
Теперь стюардесс учат дико вопить: "Уходите из самолета!", и, как
показывает практика, это выводит пассажиров из ступора, отмечает автор.
Герои, как и все нормальные люди, чувствуют
страх, но им страшнее бездействие, чем действия, отмечает автор.
Например, американец Роджер Олиэн, который зимой бросился в реку -
спасать людей из разбившегося самолета, просто не хотел чувствовать
себя трусом.