Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» Вряд ли кто-нибудь может назвать точное число мусульман, проживающих
сегодня на территории РФ. Однако в последнее время как ученые, так и
российские государственные и мусульманские деятели, сошлись на том, что
их никак не менее 20 млн. человек, т. е. примерно 15% от всего
населения страны. Такая цифра, в частности, неоднократно называлась В.
В. Путиным. Иначе говоря, мусульман в России больше, чем в ряде
государств, называющих себя исламскими, и их число приблизительно равно
всему населению самой большой страны Аравийского полуострова —
Саудовской Аравии.
Проживающих в России мусульман можно сгруппировать по этническому и
географическому признаку в четыре группы: Поволжскую (или
татаро-башкирскую), Кавказскую, Среднеазиатскую и Внешнюю.
К Поволжской умме относятся самые крупные тюркские народы страны:
татары, башкиры и казахи. Это сообщество является наиболее
монорелигиозным: подавляющее большинство относящихся к нему мусульман
исповедуют суннизм ханафитского мазхаба.
К Кавказской умме принадлежат все мусульманские народы Северного
Кавказа, среди которых наиболее крупными являются чеченцы, аварцы,
азербайджанцы, даргинцы, кумыки и ингуши. Эта умма чрезвычайно пестра
как этнически, так и конфессионально. Более 30 относящихся к ней
народов исповедуют суннизм шафиитского мазхаба (около 65%), суннизм
ханафитского мазхаба (около 30%) и шиизм джафаритского толка (около
5%). Среди народов Дагестана, Чечни и Ингушетии получили широкое
распространение суфийские тарикаты накшбандийя, кадирийя и шазилийя,
приверженцами которых является значительная часть мусульман.
Среднеазиатскую умму, в отличие от Поволжской и Кавказской умм,
составляют этнические группы, не образующие районов компактного
проживания. В основном это выходцы из Узбекистана и Таджикистана,
проживающие в городах. Они покинули родные места в поисках заработка,
либо спасаясь от войны и политической нестабильности.
Внешняя умма — самая маленькая группа российских мусульман,
представляющая собой сообщество арабов, турок, курдов, персов и
пуштунов. Это межрегиональное мусульманское сообщество весьма
полиэтнично и полирелигиозно. Наибольшую активность в нем проявляют
арабы — в основном мусульмане-сунниты различных мазхабов.
В настоящее время в России насчитывается 57 действующих
централизованных мусульманских организаций, часть из которых пока не
имеет статуса юридического лица. 26 из них входят в ЦДУМ (Центральное
духовное управление мусульман), 18 — в Совет муфтиев России, 8 — в
КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа), а 5
действуют независимо.
Представляется важным отметить, что в последние годы российские власти
стали уделять большое внимание исламскому образованию. Так, еще в 2002
году президент Владимир Путин издал два распоряжения, смысл которых
сводился к необходимости разработать комплекс мер «по оказанию
организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы
религиозного образования, прежде всего мусульманского». Впоследствии
был создан и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.
Как заметил вскоре Путин на встрече с мусульманскими лидерами России,
«очень рассчитываю на то, что на этом образовательном, просветительском
направлении наши совместные усилия принесут ожидаемые результаты».
Говоря вкратце о положении мусульман России, стоит отметить следующее.
Ислам пришел на территорию России примерно за два столетия до
Христианства. Большинство российских мусульман, в отличие, скажем, от
мусульман Западной Европы, никакие не мигранты, а принадлежат к числу
коренных народов страны. Сегодня мусульмане — равноправный компонент
российского общества.
По прогнозам ученых, к середине нынешнего века каждый третий человек в
России, нравится это нам или нет, будет мусульманином. Принимая в виду
вышесказанное, Россию со временем можно будет называть
православно-мусульманской страной.
К тому же, Ислам, вопреки наветам недоброжелателей, никогда не был
враждебен России, и здесь, вероятно, уместно привести слова
современного русского писателя Марка Миронова: «Ислам не враг нам, как
его усердно пытаются представить, он нам самый надежный и верный друг.
И это тоже доказано историей. Не надо тут приводить в качестве
контраргумента многовековую борьбу России с Османской империей — та
борьба происходила не по религиозным, а по геополитическим причинам. А
те миллионы мусульман, что проживают в нашей стране и представляют
собой часть нашего народа, нашей духовной общности, есть сейчас самое
крепкое звено в нашей развалившейся духовной цепочке. С ними мы должны
идти рука об руку».
Остается добавить, что мы желаем от мусульман лишь встречного желания, и конкретных действий на этом пути.
|