Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
На мой взгляд, кризис – это скорее положительное явление, нежели
отрицательное. И положительное по многим аспектам, бизнеса это тоже
касается: и меня, и клиентов, и компании, и мастеров-парикмахеров.
Кризис – это очистительная клизма. Это неприятно, болезненно, потому
что организм зашлакован. При этом эффект может быть неожиданным и по
количеству выделенного шлака, и по его качеству – по запаху. Время
показало, что никакой рыночной экономики, которую мы думали, что строим
уже 15 лет, на самом деле нет.
Буквально за три месяца клиенты
перестали ходить, мастера перестали работать в салонах, стали работать
на себя, ушли в квартиры и стали опять в прямом смысле нагибать клиента
в ванной, мыть ему голову и стричь, в принципе, за те же деньги. Это
какая-то непонятная система лояльности клиента мастеру и мастера
клиенту. Это тотальное неуважение, проявленное во время кризиса друг к
другу.
На ум приходит ежедневный итальянский бизнес. Если ты
работаешь в ресторане, ты в обед кормишь своего товарища из магазина,
который на это время закрылся на обед. А вечером, когда твой ресторан
закончил работу или между обедом и ужином, ты идешь в магазин и делаешь
алаверды своему товарищу и покупаешь у него какую-то шмотку. А у нас
никакого потребительского уважения друг к другу никогда не было и, к
сожалению, мало надежды, что оно когда-нибудь появится. Я считаю, что
кризис – это время для проверки у каждого своих моральных и
нравственных качеств. Это касается и культуры потребления, и культуры
уважения, и культуры работника и работодателя.
Мне недавно
звонили из министерства потребительского рынка и говорят: "Вы не
увольняли людей? Что Вы делаете для сотрудников?" Мне очень интересно,
а вот сотрудников кто-нибудь опрашивает? Насколько плохо, еще хуже Вы
стали относиться к своему работодателю? Как помочь Вашему работодателю?
Вы честно работаете со своим работодателем? В этом, конечно, есть
тревога. Парикмахер приносит компании деньги, как я могу его уволить?
Вертится в голове такая старая эйчаровская поговорка, что работодатель
не может так мало платить, как сотрудник может плохо работать. Речь
идет о сегодняшнем дне, о таком тотальном вредительстве. Я на самом
деле рисую общую рыночную картину. Потому что из "Персоны" вялые,
ленивые и в меру порядочные люди – кто-то ушел, кто-то вернулся.
На
рынке появилась новая тема, что те предприниматели, которые не в
состоянии обеспечить компанию клиентами, государство налогами, стали,
что ужаснее всего, сдавать места в аренду. Это такое прямое тотальное
воровство. Потому что, естественно, никто налогов никаких не платит,
парикмахер с утра принес себе в авоське 2000 рублей и дальше на
клиентах, которых забрал с предыдущего места работы, начинает где-то
там тихо обслуживать и так далее. Тут же проявились и поставщики,
какой-нибудь Redken (производитель косметических средств для волос –
Slon.ru) уже продает продукцию не только компании, но и частному лицу,
что тоже здорово подрывает экономику.
Мастера считают своим
долгом обобрать клиента, не стесняясь закатывать ему чеки больше, чем в
докризисные времена. Примеряя это на себя, я скажу, что это точно такая
же история, как у арендодателя. Когда арендодатель тебе снижает аренду
в последний момент, когда ты уже задохнулся, это выглядит так же, как и
парикмахер, который, глядя, что ты еще живой, розовый и не потерял
работу, заряжает тебе по полной все услуги в чеке.
Пока мы никак
не поймем: и государство, и предприниматели, каждый человек, что нельзя
тотально заработать на последнем, что мы не можем жить за счет друг
друга. А когда мы поймем, что выжить мы сможем только все вместе,
помогая друг другу, я думаю, что все может поменяться. Все остальное –
путь вниз.
Все, что я и мои коллеги по цеху создавали за 15 лет
– цивилизованный рынок индустрии красоты – сегодня вернулось в 90-е
годы. И по доходам, и по отношению. Такая вот невеселая история нашего
бытия. Поэтому я и хочу подчеркнуть, что сейчас время моральное и
нравственное. Я бы порекомендовал начинать с себя, с изменения самого
себя, начать слушать себя, а потом других. Это время – хороший повод
быть для начала внимательным к себе, к своим принципам, к своим
внутренним законам. И все вокруг начнет меняться.
И не надо
будет прилагать внешних усилий, тратить время на борьбу внешнюю
бессмысленно. Главное – позаботиться о себе. Меняя свои закостенелые,
старые, консервативные принципы, я делаю максимальную пользу для всех
людей, которые меня окружают, для клиентов, для персонала. Это мне
кажется единственный правильный путь – слушать и заниматься своим
внутренним миром. За последние полтора года пересмотрел свое отношение
к людям, отношение к себе. К своим обидам, напряжениям, непонятным
ожиданиям по отношению к своим сотрудникам и окружающим.
|