В России и у нас продукты питания дорожают вдесятеро быстрее, чем в Европе
Многие
прогнозировали, что экономическая рецессия в первую очередь ударит по
«среднему классу», и так действительно произошло в Европе. Сейчас в
европейских странах цены медленно поползли вниз, продуктов потребляют
меньше – но все же основные статьи экономии в Евросоюзе – это предметы
роскоши, бытовая техника, авто. А на постсоветском пространстве
случилось по-другому. В первую очередь сейчас страдают
низкооплачиваемые, для которых нормальное питание стало не по карману,
о развлечениях и одежде речь уже не идет.
После
того как перипетии кризиса привели к нехватке долларовой массы в
банках, розничные продавцы продуктов питания взвинтили цены. Это
объективный процесс – банки не помогают, и розница вынуждена страховать
свои риски за счет потребителя. Продукты питания в России с января 2009
года подорожали на 6,2%, в Украине – на 7,4%. Это значительно превысило
рост цен на продовольственные товары в Евросоюзе, где цены тоже сначала
росли, но теперь упали – в среднем на 0,5%. Так, с января в ЕС
стоимость мясных изделий практически не изменилась, а рыба и
морепродукты вообще упали в цене на 1%.
Вот и выходит, что на
постсоветском пространстве приходится экономить в первую очередь на
подорожавшем питании. Так, согласно опросу социологической фирмы
Nielsen, 44% россиян сообщили, что перешли на более дешевые продукты.
Еще полгода назад – когда кризис уже был в самом разгаре – россияне
усиленно тратили деньги на кинотеатры, дискотеки, отдых за рубежом,
одежду, бытовую технику.
Спустя всего лишь полгода разница в
настроениях потребителей и в восприятии ими масштабов рецессии –
колоссальная, говорит Дуайт Уотсон, генеральный директор компании
«Nielsen Россия». Скорее всего, это вызвано тем, что главные российские
СМИ о кризисе старались не распространяться – руководство страны этого
не одобряло. (В Украине в то время продажи как автомобилей, так и
бытовой техники резко упали.) Теперь российских потребителей от
зашкаливающего оптимизма качнуло в другую крайность. Россияне говорят
социологам, что планируют экономить вообще на всем.
Теперь всем
им, да и нам, станет полезен опыт граждан ЕС, которые еще год назад
были готовы встретить кризис во всеоружии. К этому их в меру своих
возможностей готовили и политики, и журналисты, и консультанты по
экономике.
Советы от «Газеты…»
5 стратегий европейцев, чтобы сэкономитьКонсалтинговое
агентство McKinsey, к советам которого прислушиваются самые известные
мировые компании, провело опрос о применяемых покупателями в ЕС
способах экономии. Выделили пять универсальных стратегий:
1. Не
заменять на новое то, что не выработало свой ресурс. Это относится как
к технике (мобилки, компьютеры), так и к услугам – например,
капитальный ремонт квартиры не так уж необходим, можно обойтись
косметическим.
2. Стратегия, обозначаемая модной аббревиатурой
DIY (Do it yourself) – сделай сам. Это не о поделках вроде полочек и
занавесок. Это вообще о стиле жизни: готовить еду из базовых
ингредиентов, а не полуфабрикатов, вместо ресторана устроить
праздничный домашний ужин или вечеринку с просмотром кино, или
придумать себе экскурсию, поискав интересные объекты в газете.
3.
Еще один подход – классический: «искать где дешевле». Но – не в ущерб
качеству. В Европе часто хорошие цены предлагают интернет-магазины.
4.
С умом использовать распродажи и акции. Покупая зимнюю одежду не в
сезон, европейские покупатели экономят 70–80% ее стоимости.
5.
Старый добрый прием, применимый ко всем товарам и услугам – просто
записывать статьи расходов. Звучит примитивно, но когда все расходы
перед глазами, часто становится очевидным, что некоторые из них лучше
вычеркнуть, сэкономив при этом приличную сумму.