Творческая деятельность - это вершина работы мозга, и кажется
невероятным, что ее можно изучать обычными физиологическими методами.
Однако ученые из Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге
занимаются поиском зон творчества в мозге, используя для этого два
подхода. Работу по этому направлению начала академик Наталья Петровна
Бехтерева.
«Общепринятого определения творчества не существует,
каждый исследователь дает свое, - говорит корреспондентам Infox.ru
сотрудник группы по изучению нейрофизиологии мышления и сознания
кандидат психологических наук Мария Старченко. - Большинство сходятся в
том, что творчество - это процесс, когда человек продуцирует что-то
новое, может отказываться от стереотипных схем в решении задач, рождает
оригинальные идеи и быстро разрешает проблемные ситуации».
Один
из подходов к изучению творческой деятельности состоит в регистрации и
анализе электрической активности мозга - электроэнцефалограммы. Его в
основном и используют для решения данной задачи зарубежные
исследователи. Но ученые Института мозга человека РАН изучают
творчество еще и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).
Творчество с электродами на голове или в томографе
«В
эксперименте мы даем испытуемым тестовое и контрольное задание, -
рассказывает Мария Старченко. - Тестовое задание творческое. Например,
предъявляют на мониторе слова, из которых испытуемый должен составить
рассказ. Причем это слова из разных семантических групп, не связанные
между собой по смыслу. В контрольном задании испытуемому надо составить
рассказ из связанных по смыслу слов или же восстановить текст, изменив
порядок слов».
Пример слов для творческого задания: «начаться,
стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь,
открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб». Пример слов для
контрольного задания: «школа, понять, задача, учиться, урок, ответ,
получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить,
учитель, слушать».
В эксперименте по изучению невербального
творчества испытуемый получает другие задания. Творческое - нарисовать
оригинальную картину из данных геометрических фигур. Контрольное -
просто рисовать геометрические фигуры в произвольном порядке.
Творческий мозг работает быстрее...
Электроэнцефалограмму,
которую во время эксперимента записывают у испытуемого, впоследствии
анализируют. Анализ показывает разницу в электрической активности
разных зон мозга при выполнении творческого и нетворческого заданий.
Ученых интересует, как усиливаются или ослабляются ритмы разных частот,
а также как синхронизируется активность в той или иной частоте
удаленных друг от друга областей мозга.
Наибольшее число
результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой
электрической активности коры мозга. Имеются в виду бета-ритм, особенно
бета-2-ритм с частотой 18-30 Гц, и гамма-ритм (более 30 Гц). То есть
при выполнении творческого задания (в отличие от нетворческого) в
большинстве областей мозга быстрая активность усиливается.
Насколько
нейронные ансамбли удаленных друг от друга областей мозга могут
вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить,
анализируя синхронизацию электрической активности в этих областях. В
экспериментах при творческом задании усиливалась пространственная
синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между
полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот,
ослаблялась. Не исключено, что тем самым ослаблялся излишний контроль
процесса творчества со стороны лобных долей.
...и требует больше крови
Второй
метод - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - основан на том, что
сканер регистрирует гамма-излучение, возникающее при позитронном
бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. В тканях позитрон реагирует
с электроном с образованием гамма-квантов. Фактически этим методом
отслеживается скорость локального мозгового кровотока.
Перед
исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным
изотопом кислорода 15О. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа с
кровью по мозгу и так оценивает скорость локального мозгового
кровотока. «Клетки мозга, участвующие в той или иной деятельности,
потребляют больше кислорода и питательных веществ, поэтому кровоток в
этой области усиливается, - объясняет Мария Старченко. - Сравнивая
картинку мозга, вовлеченного в творческую деятельность, с картинкой
мозга при выполнении контрольного задания, мы получаем информацию о
том, какие зоны мозга отвечают за творческий процесс».
В
творческую деятельность в той или иной степени вовлекается весь мозг.
Но ученым удалось выявить зоны, которые, по-видимому, участвуют в этом
больше других. Это два поля в теменно-затылочной части.
Возникает
вопрос, насколько различается работа мозга у более и менее творческих
личностей. Но пока эту область российские ученые не исследовали. На
данном этапе их интересуют механизмы и закономерности, общие для всех.
Сравнить их у высококреативных и низкокреативных индивидуумов - такую
задачу они ставят на будущее.