Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» Али Абу Шуайма (Ali Abu Shwaima), директор
одного из самых крупных исламских центров в Италии, легко согласился на
встречу с российскими мусульманами, но с одним условием. «В центре я
буду после трех часов дня, поскольку первую половину дня должен
зарабатывать на жизнь и семью. Я работаю врачом», - сказал доктор Али.
В Исламе – все равны
Но в Исламском центре Милана и Ламбардинии, расположенном в тихом
районе Милана, всегда можно встретить несколько добровольцев,
работающих на общественных началах, – при этом ни доктор Али, ни другие
работники центра зарплату за работу в исламской организации не
получают. «Стоит мне сделать один звонок, как 50 человек моментально
появятся здесь для совершения дел», - смеется Али. «И все те, кто на
общественных началах, - работают воодушевленно, в авангарде, на благо
общины», - говорит он.
Итальянский мусульманин Абдурахман ведет занятие
Когда-то Али, улыбчивый темноглазый мужчина, приехал из Иордании в
Италию учиться на врача, и остался здесь жить. Его центр вырос из
общественной организации студентов-мусульман, появившейся в Италии в
начале 70-х годов. В 1988 году построили мечеть на 300 человек, затем,
когда стало тесно, появились различные пристройки – спортивные и
учебные (оттуда за все время нашего разговора с доктором доносилась
женская разноголосица – миланские мусульманки пришли на образовательные
курсы). В 1995 году состоялось открытие исламского культурного центра.
«В Европе очень много исламских движений, но они по большей части
группируются по этническому принципу – это турецкие, марокканские,
пакистанские организации. Но в исламе нет делений по национальному и
другим принципам, поэтому в нашем центре – все группы», - говорит Али.
Рядом, в учебной аудитории седовласый и чрезвычайно активный
старичок-итальянец Абдурахман, бывший юрист, читал лекцию собравшимся о
суре «Искренность». Ислам он принял 30 лет назад и с тех пор ведет
призыв к религии Единобожия в этой южной стране Европы. Аудитория
словно подтверждала сообщение доктора Али – голосу итальянца внимали и
студенты, и пожилые люди, и непокрытые итальянки, и облаченные в
хиджабы арабки. На классной доске написаны традиционные слова – «Во имя
Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Али Абу Шуайма, директор Исламского центра Милана и Ламбардинии
Согласно уставу исламского центра, в Совете этой организации должно
быть минимум две женщины из 24-х членов. «В Совете могут быть все
женщины, но менее двух женщин быть не может, мы это закрепили Уставом»,
- смеется доктор Али.
Между тем в центре 16 комитетов, которые работают в различных
направлениях, - женский, комитет призыва, итальянский, общественный,
культурный и другие. «Проекты очень разные, поскольку ислам
многообразен и не ограничен чем-либо», - поясняет Али. Как пример
доктор приводит тот факт, что мусульмане более активно взаимодействуют
с христианскими церквями, с другими общественными организациями, нежели
с госчиновниками, при подготовке различных публичных акций. «С властями
же у нас создан консультативный совет в связи с увеличением миграции, и
такой орган существует в разных муниципалитетах», - рассказывает
директор центра.
Ислам не ограничивается духовным существованием
«Просьба не ставить обувь на аппарат по изготовлению кофе», - гласит
надпись на кофейном автомате. Детей в исламском центре во все дни
большое количество, а потому объявление актуально - буфет пользуется у
них популярностью между спортивными или учебными занятиями.
В спортивном зале, на минбаре две девочки лет восьми поют нашиды в
воображаемый микрофон (по пятницам здесь, в просторном зале на 1000
человек, а не в мечети, где умещается всего 300 человек, проходит
обязательная молитва). Маленькие мусульманки пришли сегодня поиграть в
теннис. Затем у них - урок арабского языка. А пока девочки щебечут на
итальянском языке, поют нашиды на арабском, позируют перед нашей
камерой. «Аллаху Акбар!» - доносится с минбара детский голос.
В центре, где расположены мечеть, библиотека, спортивный зал и учебные
аудитории, всегда бьется многообразная жизнь. Ислам многообразен,
кивает доктор Али. И этот постулат он постарался воплотить на
итальянской земле в полной мере.
В Италии нет официальных данных, сколько итальянцев приняли ислам.
Доктор говорит, что по подсчетам исламских организаций, их 20 тысяч.
Этнических мусульман в этой стране – 1 миллион 200 тысяч, а нелегальных
мигрантов-мусульман еще один миллион.
Исламский центр Милана и Ламбардинии
«В Италии мусульманам живется неплохо. В сравнении, к примеру, с
Францией, которая стала светским государством и где появилась новая
«религия», которая ущемляет все другие религии», - рассказывает доктор
Али. Но в Италии тоже существует ряд проблем. «Правые партии, которые
не знают, как сделать себе имидж, начали придираться к мусульманам. Они
начали использовать то, что происходит, для антимусульманской
пропаганды, особенно после 11 сентября. Они говорят, что мусульмане –
опасность для Европы. Это сильно ударило по активности и деятельности
мусульман», - говорит директор исламского центра.
Хотя государство и декларирует равенство всех религий и наций, на деле
происходит иначе: «У государства есть договор с представителями
различных религий – католиками, протестантами, свидетелями Иеговы, но
до сих пор нет соглашения с мусульманами», - рассказывает доктор Али.
По его словам, мусульманская община существовала бы без проблем, если
бы все, что прописано в итальянской конституции, исполнялось.
Но директор Исламского центра Милана и Ламбардинии Али Абу Шуайма далек
от уныния. На доске объявлений мероприятий его центра – новость о
международной конференции в защиту палестинского народа в Милане.
Итальянские мусульмане всегда в центре политических событий и стремятся
обозначить свою позицию по любому важному политическому событию, - будь
это война в Газе, теракты в Нью-Йорке или препятствование
государственной бюрократии в строительстве мечетей. В Италии, кстати,
всего две мечети, выстроенных по всем правилам – с куполом и
минаретами, остальные – мусалли (молитвенные дома). Но как показывает
история исламского центра в Милане – ислам не ограничивается внутренним
духовным существованием, а охватывает и регулирует все аспекты
человеческой жизни.
|