Современное телевидение в России переживает острейший кризис,
который не скроешь никаким макияжем. Кризис идей, смысла. Сегодня на
центральных каналах общественно значимые программы – изгои, маргиналы,
лишь часть текущего политического PR.
На сегодняшний день почти все медийное поле сосредоточено в руках трех каналов – Первого канала, ВГТРК и НТВ.
Заложить душу под рейтинг
Но исключительное положение занимает "Первый". Он единственный
покрывает вещанием 98,9% территории России. Привычка смотреть "Первый"
у граждан сродни рефлексу. Остальные участники телерынка стараются
занять нишевые позиции – спорт, культуру, развлечения. Но их влияние на
рынок и умы граждан не столь велико.
Имея изначально лучшие позиции перед остальными конкурентами, Первый канал постоянно проигрывает в качестве.
Почему? Потому что ему не пришлось с нуля создавать всю базу, как
техническую, так и творческую. Ему не нужно создавать
конкурентоспособный продукт – часть денег руководство канала возьмет из
бюджета, а другую – и так получит от рекламодателей (потому что сигнал
принимают везде). Вообще, зачем задумываться о создании какого-нибудь
общественно полезного продукта? Это слишком хлопотно. Ведь надо
изобретать, ориентироваться на общество и заниматься просвещением. Нет,
"Первый" – коммерческое телевидение. Его идол – рейтинг. Цена рекламной
минуты на ТВ зависит от рейтинга программы и доли зрительской
аудитории. Телевизионные деятели ожидают его с содроганием, как
страшного суда. И "заложить душу" под рейтинг в этой среде считается
доблестью.
Телевидение рекомендует потреблять
Эфир каналов наполняют антиобщественные программы. Бестолковые
"говорильни" – ток-шоу, низкопробные юмористические программы,
развращающие реалити и многочасовой треш и криминал. Что полезного из
этого ассортимента может вынести зритель? Ничего. Представьте себе: вы
часами смотрите телевизор, а коэффициент полезной информации, которую
вы получили, равен нулю. То есть вы потребляете бесполезный, а зачастую
и опасный продукт.
Зритель, который поглощает эту зефирно-трешевую продукцию, вскоре
сам начинает мыслить подобным образом. Так создаются тренды – желание
быть популярным, модным.
Так в докризисные годы был сформирован устойчивый тренд на общество
потребления. Общество, которое ничего не производит, а лишь потребляет.
Потребляли все – кредиты, квадратные метры, отдых за границей, шопинг и
ночные клубы. Увеличилось число наркоманов, неимоверно выросло число
содержанок, ради денег не гнушались ничем.
Когда девушки смотрят часами клипы, где все загорелые, с ног до
головы в бриллиантах, плавают на яхтах возле фантастических островов –
им тоже хочется так жить. Мало того – только это они и признают жизнью.
Нормальную жизнь ради семьи, детей, успеха в профессии – считают
прозябанием. Цель одна – "поймать" олигарха и стать пусть не женой, но
содержанкой. Вот на что направлены мысли миллионов девушек.
Парни тоже ищут легких путей, вернее – легких денег и больше
развлечений. Как следствие – рост преступности, наркомании, алкоголизма
и самоубийств.
И многие жизни и судьбы губит именно телевидение, которое создает тренд.
Оно определяет, что сегодня в моде и наиболее востребовано. Оно
определяет – кто сегодня ньюсмейкер и какие новости являются ключевыми.
Оно определяет, кто будет представлять нашу культуру, какие звезды и
герои нужны зрителю.
Именно зрителю, так как телевидение не мыслит категориями
общественной пользы. Те, кто создают программы, новые проекты, задают
тренды, не думают об обществе. Они думают о рейтингах, долях, рекламном
бюджете. Если голую звезду снимут камерой мобильного телефона – это
обязательно поставят в эфир. Пусть картинка будет нечеткой, а звезда
давно "вышла в тираж". Все равно поставят! Это тренд! И плевать, что в
Пермском крае закрыли детские сады, а в Восточной Сибири в Китай
незаконно машинами вывозится лес. Это не тренд! Это не рейтинг!
Трендом сегодня является бездуховность, аморальность и алчность. И
сегодня именно эти тренды продвигает телевидение. Оно формирует
"человека потребляющего". Шире потребление – больше рекламных денег!
И особь потребляет – близких, родных, свою родину – все равно.
Возьмите любые программы со "звездами". Везде присутствует скандал,
зрителю всегда предложат результаты копаний в "грязном белье". Немного
"жареных" фактов и пикантных кадров – программа готова! Или, к примеру,
одна из первых игровых программ – "Слабое звено". Чему она учила? Быть
алчным, мелочным интриганом. Ставка была сделана на "крысятничество" и
подставы других игроков. А реалити-шоу – это сплошная безвкусица с
элементами имбецильности. Участники зачастую не понимают, где они
находятся и зачем.
Но что дают такие программы зрителю? Чему они учат? Учат быть
потребителем во всех отношениях. С родными, знакомыми, любимыми.
Единственное, что усваивает зритель от бесконечных сцен жестокости,
насилия, эротики, гламура, пафоса и безвкусицы, – необходимость
подражать. Зритель подражает звездам и кумирам. Он подражает и героям
программ. Он копирует циничность, безнравственность, низменные чувства.
И все это потом проявляет в реальной жизни.
Оружие массового поражения
Оздоровление телевидения возможно только при условии осознания тех
пагубных процессов, которые мы сейчас наблюдаем. Когда руководители
каналов будут относиться к обществу не как к составляющей рейтинга и
доли. Только тогда возможны перемены.
Телевидение – это самое грозное оружие массового поражения. И, к
сожалению, российское телевидение уничтожает своих граждан. Очень
многие отказываются смотреть отечественные каналы. Но жить в
информационном вакууме невозможно. Когда человек говорит: "Я не смотрю
телевизор", – это звучит как "я не смотрю в зеркало" или "я не принимаю
ванну". Телевизор смотрят все!
Для того, чтобы телевидение перестало уничтожать общество, оно
должно быть полезным. Главная задача современного телевидения –
просвещение!
Просвещение – это основа всей массовой информации. Однако
просвещение ни в коей мере не должно превратиться в пропаганду, как это
сегодня происходит. Телеканалы должны понять, что просвещение населения
открывает новые горизонты для развития общества. Люди перестают быть
просто жадными потребителями фаст-фуда с гламурными бирками. И начинают
думать. И понимают, что общество потребления – это путь в никуда! Они
чаще задумываются о социальном аспекте при выборе профессии. Думают не
категориями, "какой будет бонус в конце года", а "что мы сможем сделать
для помощи конкретному человеку или обществу в целом". Тогда профессия
медсестры, учителя или милиционера перестанет быть непрестижной. Да и
государство задумается о заработной плате для этих важных профессий. Но
это возможно только при самосознании, которое развивается средствами
массовой информации. А особенно – телевидением!
Социологи и политологи, аналитики и политтехнологи знают тайну. Из
одного и того же человека можно "сделать" героя, а можно – предателя. И
часто относятся к "аудитории", "электорату" как к подопытным животным.
В большинстве развитых стран главный телеканал, как правило,
госсобственность и выражает политическую волю государства, нации. Но не
в России. Крупнейший телемонстр "покупает" у государства право
распоряжаться, продавать прайм-тайм. Покупает полной, неистовой
политической лояльностью в новостях.
Сегодняшняя телесреда неизбежно формирует личность, которая не
отождествляет себя с семьей, нацией, страной. Не надо объяснять, как
это опасно.
Российская государственность существует более тысячи лет, вопреки
всем внешним и внутренним угрозам, но благодаря духу национального
единства и помощи Божьей.
Многие молодые люди – затравленные единоличники. Их
"индивидуальности" хватает на мелкую офисную интрижку или сплетню.
Дальше этого уровня они не поднимаются. Вымирает дружба, о чести вообще
не принято говорить. А ведь единственное, что спасает сегодня Россию, –
это сила духа. Для этого необходимо свято чтить семью, родителей,
традиции. Необходимо знать свою историю и гордиться страной. Страна –
это каждый из нас! Мы – часть страны, а она – часть нас.
И в возрождении духовности немаловажную роль играет телевидение.