С
крушением советской системы в казахстанском обществе наступил
определённый идеологический и духовный вакуум. Любые апелляции к
марксистско-ленинской идеологии уже не будут иметь серьёзной поддержки
в Казахстане, который заплатил миллионами жизней за эксперименты
большевистских лидеров. С другой стороны, 17-летний опыт независимого
государственного строительства показал, что без морали и нравственных
императивов невозможно и построение рыночной экономики.
Это
же подтверждает и текущий мировой экономический кризис, который обнажил
серьёзные изъяны в рыночных механизмах. Эти изъяны также связаны с
определённой моральной деградацией западного общества. Протестантская
этика, которая, по Веберу, явилась фундаментом возникновения рыночной
экономики, подверглась за последние десятилетия серьёзной эрозии.
Сейчас для казахстанского общества очевидно, что вопросы экономической
и политической системы являются вторичными по отношению к духовной
системе общества, его нравственным ориентирам.
Поэтому
не удивительно, что в стране активизируются поиски самостоятельного
духовного развития, причём этот поиск учитывает проблемы как
современного Запада, так и мусульманского Востока. Одним из наиболее
интересных примеров такого поиска представляется так называемое
движение коранитов.
Это
движение делает серьёзную заявку на модернизацию ислама, его адаптацию
к современным реалиям и опору на него для устойчивого развития
Казахстана. Движение коранитов даже опубликовало Манифест исламской
реформации, суть которого, коротко говоря, заключается в признании
Корана как единственного божественного откровения, отказе в таком
качестве сунне и хадисам и тем самым в освобождении ислама от всего
наносного, привнесённого людьми, а не Богом. В
религиозно-методологическом плане это означает отказ от внекоранических
источников-авторитетов.Кораниты
считают, что каждый человек должен воспринимать божественные откровения
без посредников и следовать за первоисточником. Суннизм и шиизм
рассматриваются коранитами как политические движения в исламе,
основанные на борьбе за власть, подстраивающие в этой борьбе Коран под
себя. Кораниты впрямую апеллируют к опыту протестантских течений
христианства в Европе и, особенно, в США.
Можно
по-разному относиться к позиции и толкованию ислама коранитами, тем
более что критиков их позиции в исламском мире будет более чем
достаточно, однако хочется отметить лишь два обстоятельства.
Во-первых,
впервые за долгое время в Казахстане формируется собственное
религиозное течение, которое имеет местные корни и претендует на
революционные изменения взглядов на ислам. Думается, нужно обладать
достаточным мужеством, чтобы бросить подобный вызов устоявшимся
течениям ислама, большинство приверженцев которого придерживаются
достаточно консервативных взглядов.
Во-вторых, вопрос реформации ислама поднимается не впервые, если вспомнить историю Реформации в Европе XVIвека.
Эта Реформация была и следствием, и причиной эпохи Возрождения, великих
географических открытий (например Америки). В исторической
ретроспективе можно сказать, что Реформация западного христианства
освободила Европу от оков Римско-католической церкви и дала толчок
бурному развитию капитализма. Благодаря именно Реформации европейские
народы обошли Азию в историческом соревновании.
Историческое отставание мусульманских стран не преодолено и к началу XXI
века, поэтому возможно, что Исламская реформация будет объективно
востребована в наступившем веке и казахстанские поиски внесут свою
лепту в этот исторический процесс.