Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
На протяжении всей истории человечества отдельную роль на мировой сцене
играла погода. Гибель «Титаника», ураган «Катрина», крушение
«Гинденбурга» - все эти и множество других исторических вех связаны с
погодой
Ниже мы приводим самые, на наш взгляд, любопытные события, итогом которых управляли не люди, а наша странная планета.
Битва в Арденнах Декабрь 1944 - Январь 1945
Одно
из самых значительных сражений Второй мировой войны на Западном фронте:
лучшие силы вермахта против объединенных сил английской и американской
армии на полях Бельгии и Люксембурга. Немецкие генералы планировали
расколоть союзников и захватить сначала Фландрию, затем всю Бельгию и,
тем самым, принудить противника пойти на переговоры о сепаратном мире.
Операция была задумана и проведена почти блестяще: тайные сообщения,
секретные донесения, полное радиомолчание ввели англо-американские
войска в заблуждение относительно будущих маневров немецко-фашистских
войск. И все бы у них получилось, если бы не подвела погода.
Зима
была на руку немцам, постоянно атаковавшим не слишком хорошо
экипированного противника. Но в январе 1945 в горах внезапно потеплело
и воодушевленные выглянувшим солнцем (а также наладившимися, наконец,
поставками оружия, продовольствия и одежды) англичане и американцы
перешли в контрнаступление и разгромили гитлеровские войска, заставив
последних отступить к западной границе Германии.
Старт «Челленджера» 28 января 1986
«Челленджер»
был вторым по счету шатлом NASA, который США планировали запустить на
орбиту после успешных стартов «Колумбии». Корабль отлично справился с
девятью полетами до тех трагических 73 секунд, которые решили судьбу
отважного экипажа в январе 1986 года. Шатл взорвался вскоре после
запуска двигателей, все семь астронавтов, находившихся в нем, погибли.
Катастрофа, за которой наблюдал практически весь мир (с мыса Канаверал
велась прямая трансляция) привела к полной остановке программы запуска
шатлов на два с половиной года (она была возобновлена в 1988 после
старта «Дискавери»).
В день старта «Челленджера» температура
воздуха была сильно холоднее обычного, однако отмена запуска обошлась
бы потерей времени и, конечно, денег. Комиссия NASA и независимый
комитет, проводившие расследование инцидента, пришли к выводу, что
взрыв был спровоцирован целым рядом проблем, в частности, холодным
воздухом (-2 по Цельсию, в то время как рекомендованная температура
должна быть 11 и выше), вызвавшим поломку некоторых деталей двигателей.
Великое наводнение на Миссисипи Весна 1927
Самое
страшное наводнение в истории США стало катализатором обострения
отношений в южных штатах и выявило несостоятельность социальных
программ и беспомощность федеральных властей в решении острых
межнациональных вопросов и чрезвычайных ситуаций. Это наводнение не раз
вспоминали в 2005, когда на Новый Орлеан обрушился ураган «Катрина».
Наводнение
началось еще летом 1926 года, когда на центральную область Миссисипи
хлынула лавина дождей. К сентябрю «смыло» Канзас и Айову. 1 января 1927
года в Нэшвилле уровень воды в реке Камберлэнд поднялся до 17 (!)
метров. Миссисипи вышла из берегов и затопила около 70 тысяч квадратных
метров земли. Вода, чтобы было понятно, не хлюпала под сапогами, а
текла над головами на уровне 10 метров. Около миллиона человек остались
без крова над головой, лишились сбережений, документов и надежды,
потому что ни Вашингтон, ни управленцы 10 пострадавших штатов
(Арканзас, Иллинойс, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Миссури, Теннеси,
Техас, Оклахома и Канзас) не предприняли сколько-нибудь вменяемых шагов
по оказанию помощи. Это привело к ряду политических и социальных
изменений: больше всего от наводнения (и неоказания помощи) пострадали
семьи афро-американцев, что вызвало, во-первых, смену «черного»
политкурса - от республиканцев к демократам; и, во-вторых, миграцию
темнокожего населения с юга в сторону больших северных городов, таких,
как Чикаго, например.
Культурным наследием Великого наводнения
стало творчество Чарли Паттона, Бэсси Смит и других блюзовых
музыкантов, а песня «When the Levee Breaks» в исполнении Led Zeppelin
стала настоящим хитом.
Дюнкеркская эвакуация 26 Мая 1940
Дюнкеркская
эвакуация английских, французских и бельгийских войск, названная
англичанами «Операцией Динамо», начиналась для союзников практически
согласно названию. После проигранного сражения у французского города
Дюнкерк войска британского Экспедиционного корпуса, французские части и
бельгийцы оказались блокированы немцами у самого моря. Черчилль отдал
приказ о полной эвакуации, однако в планы адмиралтейства вмешалась,
конечно же, погода. Моря, мягко говоря, штормило, а на самом деле,
шторм вообще практически исключил участие военных кораблей в
спасательной операции - они сумели поднять на борт менее 10 процентов
личного состава союзных армий. Солдаты так и стояли по горло в воде,
ожидая, когда их смогут принять хоть на какой-нибудь корабль. Спасло
войска добродушие и готовность к самопожертвованию местного населения -
довольно большую часть армии вывезли к английскому побережью английские
же рыбаки на 700 маленьких лодчонках.
Падение Air Florida 13 января 1982
Рейс
№90 Air Florida из Вашингтона во Флориду в январе 1982 года обернулся
катастрофой: самолет рухнул в воды Потомака буквально через несколько
секунд после взлета. При падении Боинг 737-222 частично обрушил мост,
соединявший столицу с Арлингтоном. 78 погибших, включая четырех
водителей машин, проезжавших по мосту.
Причиной падения
авиалайнера была названа ошибка пилота, который забыл проверить работу
системы, отвечающей за антиобледенение, и не отказался от взлета даже
после отказа двигателя. А вызван этот отказ был льдом, который возник
благодаря небывалому бурану, сильно затруднившему работу Национального
аэропорта, администрация которого, в свою очередь, сочла снег
недостаточной причиной для закрытия.
Катастрофа Air Florida
стала причиной внесения изменений в протоколы американской коммерческой
авиации: правила борьбы с обледенением были ужесточены, что сыграло на
руку нам, простым туристам.
Провал операции «Орлиный коготь» 4 ноября 1979 - 25 апреля 1980
Осенью
1979 года исламские экстремисты захватили 55 заложников в американском
посольстве в Тегеране. В апреле военная машина США раскрутилась
достаточно для проведения спасательной операции. Было решено отправить
специальные группы военных на вертолетах через пустыню. С самого начала
все пошло не так: песчаные бури «приземлили всмятку» сразу два
вертолета из восьми (они, кстати, потом достались иракской армии), еще
один вернулся на базу из-за поломки, вызванной попаданием песка. Для
эвакуации нужны были шесть машин, осталось - пять. Президенту Джимми
Картеру, обещавшему спасти всех заложников, пришлось экстренно операцию
отменять, что он и сделал 25 апреля. При попытке дозаправки для
возвращения было разбито еще два вертолета - песок опять сыграл злую
роль, дезориентировав пилота. На этом буря не успокоилась и
дополнительно организовала хорошую драку: морские пехотинцы, не
видевшие ничего, кроме песка вокруг, после взрыва столкнувшихся
вертолетов вообразили, что на них напали, и подняли беспорядочную
стрельбу. От шрапнели пострадали еще несколько машин, это не считая
людских потерь. Да, и остатки бравой гвардии так торопились убраться из
пустыни, что потеряли во все том же песке секретные документы ЦРУ,
доставшиеся крайне довольным проведением этой операции иракцам.
|