Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир» "Мой дядя самых честных правил..." Хрестоматийно, правда? Буйные кудри и обильные бакенбарды - еще более избитый атрибут образа поэта. Сегодня Александру Сергеевичу 210 лет. К нему, к великому, каждый может руку приложить. Как? Элементарно - нарисовать. Подмахни завитушки - и готово. Так на свет появились Пушкин-рэппер, ландшафтный Пушкин-дизайн, поэт о двух головах... От фантазии художников и карикатуристов глаза на лоб лезут: от автопортрета до трехглазого Кришны-Пушкина.
Мы все учились понемногу, на самых что ни на есть классических изображениях Александра Сергеевича. Портрет Ореста Кипренского, созданный в 1827 году, можно встретить в любом школьном учебнике литературы. Скрещенные руки, спокойное лицо, умиротворенный взгляд. Таким Пушкина знают многие и многие поколения в России и за рубежом. Известный факт: Тропинин и Елагина нарисовали в том же 27-м году поэта несколько свободнее. Поднятый над халатом воротник, беспокойная романтика в глазах. Изюминку к классическому образу добавил сам Пушкин. Зарисовка 1829 года, сделанная им на случайном листике и волею судеб оказавшаяся в альбоме Екатерины Ушаковой, показала нам вытянутый профиль Александра Сергеевича во всей красе. Ах, если б Пушкин знал, какой собственный стереотип он сотворил! Кстати, хрестоматийный профиль чудом дошел до потомков. Ушакова только после смерти поэта решилась на брак. Ревнивый муж заставил уничтожить почти все альбомы с рисунками Пушкина
Вариации на тему уже после смерти поэта полились рекой. Первым был Гоголь. Правда, его зарисовки пушкинского профиля больше напоминают самого Гоголя. Потом к "солнцу русской поэзии" приложились самые известные художники своего времени: Иван Айвазовский, Николай Ге, Илья Репин, Борис Кустодиев, Валентин Серов...
Но настоящее издевательство над Пушкиным началось к столетию поэта. Сначала Даниил Хармс хотел просто переложить факты из биографии Пушкина для детей. Но, как говорится, занесло! И на свет появились знаменитые "Анекдоты из жизни Пушкина" (1939, сборник "Случаи"), а также юмористические миниатюры уже о двух великих - "Пушкин и Гоголь". Черный юмор Хармса, подкрепляется карикатурами по сей день...
Но по-настоящему фантазия художников разгулялась в последние несколько десятилетий. Вот портрет Анатолия Зверева - неприкаянной легенды московского андеграунда. Зверевский Пушкин - с детским лицом и огромными черными глазами. Губки бантиком, бровки домиком. Похож на малыша, в кудрях которого запуталась радуга. Добрый портрет, созданный в 1983 году, ушел с молотка в 2005-м за приличную сумму.
История повлияла на образ Пушкина сногсшибательно. Сегодня в Интернете можно наткнуться на "Саню" в спортивном костюме и с золотой цепью на груди - переделка портрета Тропинина на современный рэп-мотив. Или, пожалуйста, - "АЭС Пушкин": последствия Чернобыля ударили классику в голову. На карикатуре Сергея Белозерова Александр Сергеевич стал двухголовым, а на накидке появился желто-черный знак радиации, аккурат в тон выпученным глазам. Это еще цветочки. Травяной Пушкин начинается с Саратова! Мастера ландшафтного дизайна поэта не нарисовали, вырастили. Кроме скульптур в парке, который, как ни странно, носит имя классика, есть большой его профиль, тот самый, 1929 года. Пушкин в духе отца поп-арта Энди Уорхола появился в столице. Правда, кричащий яркими цветами портрет Александра Сергеевича в очках украшает на галерею, а вывеску летнего кафе.
Что там Уорхол! Скандальная арт-группа "Синие носы" поместила Пушкина рядом с Христом и Путиным. Художники считают, что эти три фигуры сегодня не дают погаснуть свече русской духовности. Кстати, на фото Иисус держит свечку, Пушкин поджигает, а ВВП загораживает от ветра.
Но, пожалуй, больше всех над портретом поэта потрудился питерский художник Роберт Габитов. Художник уверен, что "солнце русской поэзии" не кто иной, как девятая реинкарнация Кришны! Поэтому у суприматического поэта Габитова во лбу не звезда горит, а третий глаз.
Что в образе тебе моем? Итог таков, что сегодня от хрестоматийного изображения Александра Сергеевича, как ни крути, осталось лишь три детали: бакенбарды, нос и кудри. А с каждым юбилеем неклассических изображений Пушкина становится все больше. Одно приятно, народная тропа не зарастает.
|