Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Несомненно, умение выйти из кризиса и посткризисное развитие экономики и социальной сферы - это оселок, на котором будет оцениваться результативность принятых на съезде решений. Лидер партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев в своем выступлении определил задачи посткризисного развития экономики. Если партия как институт будет пассивной или ограничится имитацией деятельности или произойдет подмена принятых решений иными постановлениями, то еще один шанс появиться действительно настоящей партии в стране будет неудачным. В случае становления настоящей партии, пусть даже под крылом государственной власти, появляются новые горизонты формирования казахстанской многопартийности. В случае доминирования одной партии допуск «второй» партии в Мажилис кардинально не меняет ситуацию. Тем более, возможность обладания депутатским мандатом в Мажилисе при получении «второй» партией менее 7% будет служить только дополняющим тоном к доминированию «Нур Отана». Впрочем, укрепление «Нур Отана» вполне могло бы послужить иному варианту развития многопартийности: оппозиционные партии совершенствуют политические ориентиры, выдвигают новые идеи, наращивают моральный и интеллектуальный ресурсы. В этом плане объединение оппозиции представляется логичным в качестве завершающего, организационного оформления необходимого процесса уточнения идейных и политических ориентиров. Объединение ради объединения будет пагубно. Опыт блока левых и правых – Компартии Казахстана и партии «Демократический выбор Казахстана» накануне парламентских выборов 2004 г. показателен резким спадом числа проголосовавших за него избирателей. Практика последних лет показывает, что партия власти опередила оппозиционные формирования как по части креатива, так и в отношении аналитического обеспечения. Для любой партии выдвинуть самые хорошие экономические предложения это полдела. Главное как будет претворяться задуманное. Съезд показал, что Глава государства, председатель партии является не только признанным её лидером, но и генератором новых инициатив. От слов о диверсификации экономики пора перейти к реальной диверсификации – в этом стержень экономической части выступления Президента на съезде партии. Правительство без поддержки и помощи партии власти не способно быть на высоте положения, но и партия обязана активно участвовать в экономической и социальной политике – таков посыл, заданный лидером партии. Будет ли теперь выверенная экономическая политика, неподвластная смене Правительств и премьеров? Как известно, надежда умирает последней. До сих пор каждый новый кабинет министров второпях сочинял программу своей деятельности. Что противоречит практике демократических государств: не ставить телегу впереди лошади. Партии выдвигают и предлагают избирателям политический курс, а в случае достижения большинства мандатов партия становится правящей. У нас же происходит обратная последовательность: при поддержке власти создана партия, и именно ей предстоит встать на свои собственные ноги. Отмеченные Президентом страны семь направлений для концентрации усилий Правительства выглядят солидно: агропромышленный комплекс и сельхозпереработка; развитие строительной индустрии и производства строительных материалов; развитие нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора; развитие металлургии и производства готовых металлических продуктов; развитие химической, фармацевтической и оборонной промышленности; развитие чистой энергетики; развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Поворот к реальному сектору экономики отразился в намерении развивать переработку продукции сельскохозяйственной отрасли. Развитие молочнотоварных ферм, птицеводства, производства плодоовощной отрасли, предприятий по обработке шерсти, инфраструктуры зернового сектора и глубинной переработки сельскохозяйственной продукции. Звучит оптимистично.
Это будет делом партии
Заметим, что предложенная системная перестройка партии согласуется с повышением роли партии и необходимостью повышения уровня организационно-политической работы. Стабильность в обществе – задача, решаемая на протяжении практически всех лет после 1991 г. Развитие при конкретной постановке вопросов обращает к проблематике политического, экономического, социального и культурного развития. Многое зависит от реципиента – принимающей стороны. Готово ли общество? Ответ предложен в выступлении Президента. Председатель партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев отметил необходимость разработки новой программы партии, рассчитанной до 2020 года, активизацию организационно-политической работы партии, формирование правильной системы ценностей в обществе («в молодежной среде следует настойчиво культивировать ценности межэтнического согласия и патриотизма, формировать иммунитет к экстремизму и национализму, нарушениям законов и преступности»), налаживание внутрипартийной кадровой работы. Глава государства особо отметил активную и деловую помощь партии Правительству. «Администрация Президента, партия «Нур Отан», министры и акимы должны взять под контроль выполнение всех поставленных задач, проводить разъяснительную работу. Её необходимо направить на то, чтобы цели индустриализации были понятны всем казахстанцам, стали общенародной идеей развития на современном этапе. Партия должна объединить все интеллектуальные силы страны. Аппарат партии должен стать «мозговым центром», который генерирует идеи для Президента, Правительства, Парламента». «Надо создать в партии Комитет по инновационным идеям, куда привлечь новых людей с креативным мышлени-ем».«Инновационное развитие, повышение уровня жизни, стабильность в обществе – вот триединая задача и главный лозунг партии»,-заявил Президент страны. Незачем искать национальную идею -вот она! Но что-то не видно энтузиазма и никто по ряду причин не воскликнул нечто подобное. Сможет ли партия наладить эффективную обратную связь?
Партии сильны своими аналитическими штабами. Эта истина была подмечена Максом Вебером в начале прошлого века. Новый состав Бюро политсовета партии отразил реальный вес должностей и персоналий в партии. Примечательно, что Дархан Калетаев и Ерлан Карин избраны в Бюро политсовета партии. Ни в одной другой партии политический аналитик не избирался в руководство. Разработка новой программы партии, рассчитанной до 2020 года, понятна в контексте предложений об идеологии партии. Активизация организационно-политической работы партии, возглавить работу по формированию правильной системы ценностей в обществе, а также наладить внутрипартийную кадровую работу – символы поворота в становлении партии «Нур Отан». «Идеологическая работа «Нур Отана» должна быть направлена на укоренение в обществе новой системы духовно-нравственных ценностей». Сможет ли партия выполнить возложенное? Этим словам Президента предшествовало: «В обществе ослабли такие ценности, как трудолюбие, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию. Забывались традиции милосердия и взаимовыручки». Если дело стоит за этим, то упущением других партий является невнимание к столь неполитическому вопросу. В последующем, площадка для них может оказаться слишком узкой. Сможет ли партия не повторить фарс с ленинской партией нового типа, т.е. партией, вмешивающейся во всё и вся и всегда находящей оправдания, чтобы не отвечать ни за что? Пока что вопросов больше, чем ответов. Не вернемся ли к старым лекалам советского времени с ролью общественных организаций как «приводных ремней» партии? Интрига обращена к будущему: сможет ли партия «Нур Отан» выполнить роль посредника между государством и обществом? Пока что партия «Нур Отан» стремится, как видно, из документов съезда и практик последних лет, создать «корневую систему», укрепляясь в неправительственном секторе, а также создавая сеть общественных приемных и пр.