Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Письменность древних тюрков возникла еще в 4-6 веках нашей эры
Предлагаем Вашему вниманию поистине титанический труд великого немецкого мыслителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) - “Идеи к философии истории человечества”, точнее, лишь крохотный фрагмент огромного фолианта. Это третья глава из книги десятой “Развитие культуры и истории дает фактические доказательства, подтверждающие, что человеческий род возник в Азии”. Почему мы выбрали, именно этот фрагмент? Дело в том, что в десятой книге “Идей” Гердер впервые ставит вопрос о преемственности в развитии культуры. Откуда взялись народы Европы? Из Азии. О большинстве европейских народов это можно утверждать с полной достоверностью. Происхождение лапландцев, финнов, германцев и готов, галлов, славян, кельтов, кимвров, и других народов нам известно. Отчасти на основании их языков или отрывочных свидетельств языка, отчасти — на основании исторических сообщений об их прежнем местонахождении мы можем проследить пути их издалека, от берегов Черного моря и даже из глубин Татарии (ред. - Центральная Азия), в которой сохранились еще мелкие группы, говорящие на этих языках. Языки народов говорят нам гораздо больше, чем их органическое строение; а где на целом свете наиболее древние, с давних пор культурные языки? В Азии. Если хотите посмотреть на чудо, на то, как на протяжении тысяч миль вдоль и поперек все говорят исключительно односложными словами, - взгляните на Азию. На всем этом пространстве люди говорят только односложными словами, которые не склоняются и не спрягаются. Быть может, давнее правило культуры языка и письменности удержало их в таком состоянии, потому что в Азии все самые древние установления не претерпели, можно сказать, никаких изменений. А если вы хотите посмотреть на языки, все огромное, почти уже чрезмерное богатство которых сводится к весьма немногим корням, на языки, которые со странной правильностью, с почти ребяческим механизмом, когда путем незначительного изменения корневого слога можно получить новое понятие, сочетают многообразие и изящество, приятность, тогда обратите свой взгляд к южной Азии, к странам от Индии до Сирии, Аравии и Эфиопии. В бенгальском языке семьсот корней, это как бы первоначальные элементы разума, из которых образуются в этом языке и глаголы, и существительные, и все остальные части речи... В развитом арабском языке все безмерное богатство понятий сводится к немногим корням, так что жалкий характер большинства европейских языков с их ненужными связками и скучными окончаниями, где заплата сидит на заплате, никогда не сказывается так, как при сравнении их с языками, на которых говорит Азия. Поэтому же, чем древнее азиатский язык, тем труднее научиться говорить на нем европейцу, ему приходится отбросить все бесполезное богатство своего наречия, и он оказывается как бы перед тонко продуманной и управляемой неприметным правилом иероглифической системой незримых мыслей. Самый верный знак культуры языка - это письменность; чем древнее, искуснее, продуманнее письменность, тем более культурным был язык. Но ни одна европейская нация, за исключением одних только скифов, тоже азиатского народа, не может похвастаться собственным алфавитом; в этом отношении европейцы настоящие варвары, и место их - подле негров и американских племен. Только Азии была известна письменность, причем уже в древнейшие времена. Первая культурная нация Европы - греки - приняла свой алфавит из рук восточного человека, а что все известные в Европе написания букв представляют собой измененные начертания греческих букв показывают таблицы Бюттнера. Древнейшая буквенная письменность египтян, которую находят на мумиях, - финикийского происхождения, а коптский алфавит - искаженный греческий (кстати, письменность древних тюрков - предков нынешних турков, казахов, узбеков, азербайджанцев и других возникла еще в 4-6 веках нашей эры). У негров и американцев не приходится думать об особенном алфавите, потому что мексиканцы не поднялись над уровнем простейших иероглифов, а перуанцы - над веревками с завязанными на них узелками. Азия же, напротив того, исчерпала до дна возможности буквенного и иероглифического письма, так что среди начертаний букв, известных в Азии, найдутся по-видимому, все возможные, какими только можно запечатлеть человеческие речи и слова... Перейдем теперь от орудия культуры к самой культуре; могла ли она возникнуть раньше, чем возникла в Азии? Отсюда она известными путями распространилась во все стороны. Одним из первых шагов человека к культуре было, приручение животных, а власть человека над животными в этой части света столь древняя, что пережила все катастрофы истории... Самые полезные виды домашних животных, какие есть у нас, - овца, собака, коза - как бы возникли путем приручения и; представляют собой новые породы, выведенные искусством азиатских народов. С обработкой земли, с выращиванием растений все обстояло точно так же, как и с животными; еще в довольно поздние времена значительная часть Европы продолжала оставаться лесом, а жители ее должны были питаться корнями и дикими травами, желудями и лесными яблоками, если бы им пришло на ум кормиться растительной пищей. Во многих областях Азии, о которых идет у нас речь, зерно растет само собой, а возделывание почвы существует с незапамятных времен. Самые прекрасные фруктовые деревья на Земле переселились из Азии в Грецию и Африку, а оттуда распространились и дальше - это виноград и маслина, апельсины и финиковые пальмы, мандарины и все европейские фруктовые деревья, каштаны, миндаль, орех и т. д.; некоторые другие растения подарила нам Америка, и мы даже точно знаем об очень многих из этих растений... Люди впервые стали заниматься науками и художествами в Азии и в Египте, граничащем с Азией, не приходится долго доказывать это, потому что красноречиво говорят о том памятники культуры и история народов... Полезные и изящные искусства очень рано появились в этой части света, повсюду, конечно, в согласии с азиатским вкусом, что подтверждают руины Персеполиса и индийских храмов, египетские пирамиды и другие сооружения, от которых сохранились развалины или устные предания; почти все эти памятники созданы задолго до возникновения европейской культуры... Возвышенная поэзия некоторых народов южной Азии известна всему свету, и чем древнее она, тем более отмечена достоинством и простотой. Есть ли такая остроумная, проницательная мысль, есть ли даже такая поэтическая гипотеза, которая пришла бы в голову позднего западного человека, чтобы не обреталась она в зародыше в изречениях и словах раннего восточного человека, если хотя бы малейший повод был в окружающем мире, который способен был породить подобную гипотезу? И торговля в Азии началась раньше, чем где-либо, и важнейшие открытия и изобретения тоже принадлежат Азии. Из Азии идет астрономия и летоисчисление, и найдется ли такой человек, который бы не подивился тому, как рано и как широко распространились среди древнейших народов Азии известные астрономические наблюдения, приемы, системы отсчета, - все это совершенно несомненно... И если, наконец, самое трудное искусство, которому выучивается культура, - это искусство управления государством; где, скажем мы, впервые появились самые обширные монархии? Где прочнее всего царства земные? Китай тысячелетиями придерживается одного и того же строя, и хотя этот мирный народ не раз наводняли татарские орды, побежденные всякий раз укрощали победителей и приковывали их к цепям своего древнего государственного строя. Какая европейская форма правления может похвастаться этим? На берегах Тигра и Евфрата, на Ниле, в горах Мидии уже в самые древние времена культурные народы, воинственные и мирные монархии вмешиваются в жизнь западных наций, а на татарских нагорьях не знающая узды вольная жизнь и деспотия ханов сплелись в единое целое, послужившее основой многих европейских форм правления... Все легенды европейцев и африканцев, а тем более легенды народов Америки и западных островов Южного моря, - всего лишь отрывки недавно выдуманных и уже позабытых сказок в сравнении с гигантским зданием древних космогонических систем - Индии, Тибета, древней Халдеи... бессвязные звуки и голос изначального мира Азии.
|