Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Объективно распространение Ислама в Украине
осуществляется ныне в двух направлениях. Первое – возрождение Ислама в
среде народов, традиционно его исповедующих. Второе – приобщение к
Исламу заинтересованных в нем представителей народов, исторически
придерживающихся других религий. Возрождение Ислама у традиционно
мусульманских этносов началось и проходит довольно высокими темпами,
хотя и небеспроблемно. Продвижение же по второму направлению порождает
ряд сложных вопросов.
Любое религиозное движение имеет успех не
только в силу его внутренних достоинств, его неоспоримой истинности.
Успех приходит тогда, когда оно имеет опору в обществе, становится
объектом заинтересованности. Применительно к Исламу в Украине сейчас
складывается сложная ситуация. С одной стороны в Украине созданы
правовые условия для развития различных религий, в том числе и Ислама.
С другой стороны, Исламу приходится укреплять свои позиции не в
вакууме, а в христианском преимущественно обществе. Реальность такова,
что к мусульманам в украинском обществе относятся несколько
насторожено. Причины тому - и память о войнах между украинцами и их
южными мусульманскими соседями, и отсутствие этнических корней Ислама в
восточном славянстве. И хотя, как пишет в своей работе "Ислам в Украине"
украинский исламовед Н.И. Кирюшко, упомянутые войны не имели
религиозного характера (не выдвигали религиозно-миссионерских целей),
тяжелая историческая память в какой-то мере сохраняется. Ислам при этом
воспринимается в среде украинства все же как чужеземная религия. За
Исламом закреплен четкий архетип явления чужестранного. Наряду с этим,
как говорится в вышесказанной работе, менталитет украинцев в настоящее
время не ориентирован на монотеизм в том виде, в каком он представлен в
Исламе.
Вместе с тем бытует парадоксальное мнение о том, что украинцы в корнях
своих, мол, те же тюрки, только говорящие по-славянски. Тогда
неслучайными окажутся известные в истории факты, когда этнические
украинцы принимали Ислам. Их анализ показывает, что обращение к Исламу
происходило в большинстве случаев не в результате мировоззренческих
исканий, а я контексте складывающихся жизненных обстоятельств, по
практическим соображениям. Огромную важность приобретает также
материальная, финансовая поддержка академического исламоведения в
Украине, ведь известно, что не столько правоверные мусульмане знакомили
Европу с духовным богатством Ислама, его философией и искусством, а
ученые-исламоведы.
Сегодня "религии Пророка" необходимо вписываться в контекст
национально-культурной жизни Украины. Дня преодоления обозначенных
стереотипов Ислам не должен выступать перед лицом украинцев как религия
арабов и тюркоязычных народов. Мусульманство в Украине должно словно бы
обрастать элементами национальной культуры, сопряженной с Исламом.
Путей здесь много, в том числе выпуск журнала на украинском языке,
перевод на этот язык Корана и Сунны, использование столетних связей
между культурами праукраинцев и фарсиязычными этносами и многое другое.
Особую значимость приобретает отказ от демонстративного подчеркивания
исключительности, абсолютной истинности своей религии. Ведь Украина –
страна поликонфессиональная, а украинцы – веротерпимый, толерантный
народ. В общественном мнении закреплено убеждение о приемлемости и
равенстве всех религий, действующих в рамках закона. Исламскому
движению важно наладить диалог с другими конфессиями в Украине. Для
этого нужны совместные акции, заявления, пресс-конференции,
благотворительные мероприятия. Только в ходе совместных социально
полезных акций будет преодолен существующий в отношении Ислама
стереотип чужой религии.