Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Недостатка в предсказаниях крушения Америки не было никогда. В конце
двадцатого - начале двадцать первого века большинство из них обещали
кончину США по причинам экономическим, например, из-за рекордного
бюджетного дефицита. Несмотря на тяжесть нынешнего экономического
кризиса, предсказания эти пока не сбылись, однако нет никаких сомнений
в том, что происходящие сегодня события вписывают новую страницу в
историю США. Самый свежий пример этих исторических перемен -
банкротство «Дженерал Моторс». Дело не только в том, что трудно
поверить в крушение одного из флагманов американской экономики. Куда
важнее, что от последствий этого банкротства американская хозяйственная
система не оправиться ещё очень долго.
Переосмыслить предстоит
многое. Например, роль профсоюзов. Много сказано и написано о том, как
алчные до прибыли финансисты чуть не погубили американскую и, как
следствие, мировую экономики. Не следует ли обратить часть критики на
профсоюзы?
Десятилетиями они, заботясь о благополучии своих
членов, забывали, что благополучие это невозможно без успешности
концерна «Дженерал Моторс», на котором члены профсоюзов работали. Более
того, американские эксперты и политики могли указать на успех «Дженерал
Моторс», «Крайслера» и «Форда» в качестве ответа коммунистической идее
- работники автомобильных заводов трудились на безопасных рабочих
местах; получали достойную оплату своего труда; в соответствии со
своими заслугами росли в заводской иерархии; могли постоянно повышать
свою квалификацию; жили в достойных условиях; имели хорошее медицинское
и пенсионное обеспечение. Однако результатом такой «райской жизни»
стало исчезновение двух из трёх ведущих концернов - социальная нагрузка
оказалось неподъёмной. Да и «Форд» «коммунизма» своим сотрудникам уже
не обещает.
Банкротство «Дженерал Моторс» в очередной раз
заставляет усомниться и в мудрости рынка. Вот, кажется, не справился
менеджмент и сотрудники компании (в лице профсоюзов) с задачей
поддержания конкурентоспособности своей продукции. Описываемые в
учебниках экономики безжалостные законы свободного рынка должны
поставить на такой компании жирный крест, очистив место для более
удачливых, изобретательных, трудоспособных и трудолюбивых
предпринимателей и нанятых ими работников.
В жизни случается
по-другому: на помощь потерпевшей неудачу компании по решению Белого
дома поспешили американские налогоплательщики, несколько последующих
поколений которых уже и без того будут расплачиваться по сегодняшним
долгам. Это работающие на администрацию Обамы специалисты могут убедить
себя, что государственное вмешательство может спасти «Дженерал Моторс».
Обыватели самообманом заниматься не хотят: хотя у концерна в последнее
время появилось несколько конкурентоспособных машин, и продажи
несколько выросли, в целом его машины американцы покупали плохо.
Даже
если администрация Обамы успешно реализует все предложенные меры,
избавит «Дженерал Моторс» от приносящих убытки активов, то вряд ли
потребители активнее станут покупать автомобили с настолько подмоченной
репутацией. Конечно, ставку обещают сделать на неамериканские рынки, в
особенности на Китай и Россию, но свою славу «Дженерал Моторс» заслужил
в качестве производителя машин американских, и с этой славой, похоже,
покончено.
Сегодня трудно поверить, что условия либерализации
экономик, которые менее двух десятилетий назад предлагались
развивающимся странам для получения финансовой помощи из-за рубежа,
назывались «вашингтонским консенсусом» - сейчас в Вашингтоне царят
совсем другие настроения, зачастую от экономической целесообразности
очень далёкие. Скажем, в качестве основного аргумента в пользу покупки
американских машин Обама уже давно предлагает, используя свою
популярность, необходимость поддержать отечественных производителей.
В
СМИ промелькнула история, что президент Соединённых Штатов, а не, как
было бы логично предположить, например, Венесуэлы, пригрозил кредиторам
«Крайслера» во всеуслышание объявить, что им не хватает любви к своей
стране. (Дело в том, что кредиторы выразили своё недовольство планами
правительства лишить их надежд на получение прибыли.) Всезнающие
советники Обамы деликатно сообщили начальнику, что среди этих
кредиторов организации ветеранов армии, полиции и пожарных частей,
желавшие получить прибавку к пенсии для своих членов. Уж этих людей
обвинить в дефиците патриотизма трудно - многие из них пролили свою
кровь ради соотечественников. Однако государственная машина без лишнего
шума смела их со своего пути.
Конечно, на коммунизм, о котором
трубят радикально консервативные противники Обамы, это всё пока не
тянет. Однако факт состоит в том, что Соединённые Штаты уже не станут
той же страной, который были до нынешнего кризиса. Перемены глубоки,
предсказать их последствия сложно - может, Обаме действительно удастся
построить эффективное социальное государство с сильной экономикой. А,
может, наоборот - популистская политика, судорожное государственное
регулирование и тесные связи бизнеса и политиков окончательно погубят
экономику. Пока же факт состоит в том, что один из символов
американского экономического могущества, концерн «Дженерал Моторс»
объявлен банкротом.
|