Когда меня спрашивают, есть ли, что не нравится в Бельгии, незамедлительно отвечаю: медицинское обслуживание. Точнее – то, как устроена материальная сторона. Позиционируя себя социально-ответственным, государство в открытую заявляет: без гроша в кармане и здоровье будет ни к чёрту.
Визит к врачу: в любой поликлинике на первом этаже вместо привычной регистратуры – окошечки кассы. Посетить терапевта стоит 21 Евро, врача более узкого профиля – 33. Как и в случае с налоговой декларацией, вначале платится полная сумма, а затем какую-то часть точно вернут. Обычно на следующей неделе после визита в страховую компанию в банк приходит 70-ти процентная компенсация. Те, кто болеет часто, приобретает дополнительную страховку. Она покрывает разницу в 20 – 30%. В общем, с подарками к врачу ходить вовсе не обязательно, с этим прекрасно справятся страховщики.
Ежегодная плата за базовый полис почти символическая – 110 Евро, остающаяся неизменной последние несколько лет. Квитанцию для страховой фирмы выписывает врач. И это обязательный ритуал визита к любому доктору. Счета за серьёзные проверки, типа рентгена, приходят домой по почте. Порой несерьёзные суммы, но если и они показались большими, легко позвонить и проверить.
Примечательно, что базовая страховка не включает госпитализацию. При устройстве на работу в отделе кадров мне сто раз сказали – фирма платит за это.
А ещё есть «проверяющий врач», к услугам которого прибегают работодатели. Для меня это было открытием, когда находящемуся на больничном сотруднику фирма присылает личного доктора. Таким образом хотят убедиться, действительно ли человек заболел или нашёл доброго Айболита, а сам умотал на Канары. Такая практика в Европе довольно распространена. В той же Франции у больных есть два часа, на которые можно выйти из дома. В остальное время может придти врач, присланный с места работы, заглянуть невзначай с проверкой…
В моей компании сотрудник, перенесший операцию на позвоночнике и в одно прекрасное утро встретивший на пороге незнакомого доктора, сразу же подал заявление об уходе. Посчитал это оскорблением и недоверием со стороны руководства компании.
(Зато обычно в социальный пакет входят ещё «отпускные». В начале лета 80% зарплаты вручают отдельной суммой, дабы каждый мог позволить себе Турцию или что-то бюджетное. Колумнист New York Times Рассель Шорто в своих заметках из Голландии восхищается, что «отпускные» раз в год полагаются и … безработным. Подобное же правило есть и в Бельгии.).
Впрочем, говоря о бельгийском здравоохранении, нельзя не сказать и о том, что активно в нём нравится. Это общедоступность, отсутствие социальных барьеров в получении медицинской помощи. Здесь нет ЦКБ, элитных клиник и укрытых от глаз фешенебельных стационаров. Существуют частные клиники, но, когда заходит речь о публичной персоне, на экранах телевизоров выплывает обычный, весьма рядовой госпиталь. Так, во время предвыборной кампании предыдущий премьер Ив Летерм был срочно госпитализирован из-за проблем с желудком. В связи с этим несколько дней кряду разговоры о выборах начинались репортажами из холла провинциальной больницы. Члены королевской семьи тоже лечатся наравне с подданными. Королева Фабиола довольно долго стационарно лечилась в рядовой брюссельской больнице: простой и обыденной, стоящей на шумной городской магистрали, а о происходящем в палатах нетрудно судить с многоярусной стоянки напротив. И ничего, никаких возражений сей факт в королевстве не вызвал.