Газета "Наш Мир" br>
Это понятие, появившееся в политической литературе и печати в конце 80-х годов, приобрело особую популярность в последней декаде ХХ века, превратившись в объект повышенного интереса как специалистов, так и неспециалистов. Что является глобализацией?
Глобализация, если говорить коротко, - это введение единых «правил игры» во всем мировом пространстве. С развитием современных средств массовой коммуникации и с повышением связности этого – транспортной, управленческой и информационной, этот мир начал становиться более однообразным, «плоским» и управляемым.
Новые империи
В первую очередь, это проявляется в глобализации экономической, когда одни и те же товары могут производиться по всему миру и пересекать любые границы. Естественно, что подобное «расширение» экономики, выход ее за пределы национальных границ, потребовало и соответствующих структур управления. В ХХ веке образовались новые игроки – громадные транснациональные корпорации (ТНК). Эти структуры в значительной мере освободившиеся от контроля конкретного государства.
Она сами начали представлять собой государства – только государства не «географические», а «экономические», базирующиеся не столько на территории, национальности и культуре, сколько на определенных секторах мировой экономики. Одновременно возникли такие же внегосударственные источники финансирования: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие, то есть уже чисто «финансовые государства», ориентированные не на производство, а исключительно на денежные потоки.
Влияние этих внегосударственных структур огромно. Бюджеты их зачастую во много раз превосходят бюджеты малых и средних стран. Вот эти «новые государства», эти «империи третьего тысячелетия» и являются ныне основной унифицирующей силой этого мира. Любая страна, стремящаяся быть включенной в глобальные экономические процессы, вынуждена принимать те принципы, которые они устанавливают.
А в эти принципы входит полная «переделка» своей экономики, что влечет за собой социальное переустройство, открытие экономических границ, согласование тарифов и цен, установившихся на глобальном рынке, проведение вполне определенной налоговой политики – и так далее, и тому подобное. В результате классическое национальное государство утрачивает значительную часть суверенитета. Оно уже не в состоянии удержать в пределах своей территории ни капиталы, ни технологии, ни людей.
Независимым оно остается только формально, а на деле плывет в русле геополитики «новых империй». Фактически, наблюдается отчетливое перераспределение власти. Конечно, ТНК еще привязаны к конкретным ареалам: к западным странам, прежде всего к США или Японии, но отбор в ТНК высшего менеджерского звена идет по всему миру. Таким образом происходит формирование глобальной элиты – очень узкого круга людей, реально влияющих на масштабные экономические и политические процессы.
Вечность глобализации
Безусловно, упомянутое здесь понятие экономической глобализации имеет условный характер. Но при этом не следует думать, что глобализация – это исключительное порождение третьего тысячелетия. Унификация мира, попытки придать социальной реальности некое единообразие, то есть сделать весь мир понятным и предсказуемым, которые к концу ХХ века образовали мощное цивилизационное направление, на самом деле начались чуть ли не на заре человечества.
Они протянулись от древних царств, представлявших собой самодостаточные, по-своему глобализованные цивилизации, через империи античности и средневековья, отражались в крестовых походах, пытавшихся глобализировать и «христианизировать» Восток, приобретали экономическую структурность в громадных колониальных империях Нового времени.
Но, по мнению многих ученых и политиков, этот процесс имеет также характер глобализации культур и цивилизаций. Социологи и политологи считают, что в истории человечества было несколько процессов глобализации: - миссии религий Единобожия, - римский империализм, - британская колонизация, - фашизм, - марксизм, - либерализм, - и др.
Таким образом, глобализация – это не своеволие Запада, стремящегося переустроить мир по своему образцу, и не прихоть «новых магнатов», мечтающих о власти над человечеством. Глобализация – это закономерный «сквозной» вектор исторического развития, и его не удастся ни «погасить», ни, вероятно, даже сколько-нибудь существенно трансформировать. Глобализация все равно будет идти.
Причем она будет идти не обязательно по тем сценариям, которые продумали в западных кабинетах. Жизнь вносит в нее свои коррективы. Так и сегодня, демографический спад в западных странах и все возрастающая их потребность в низко квалифицированной рабочей силе вынуждает и Европу, и США к импорту трудовых ресурсов с окраинных стран, то есть из беднейших, но богатых людскими резервами стран третьего мира.
Таким образом, глобализация представляет собой два встречных потока: вестернизация – внедрение западных моделей на Юг и Восток, и ориентализация – внедрение в западную цивилизацию моделей Востока и Юга. В результате происходит непрерывное перемешивание национальных моделей и культур. Плюс на формат глобализации сегодня все больше влияет нарастающая пассионарность народов третьего мира.
Глобализация Ислама
Нарастающая пассионарность третьего мира, которую США и Европа пытаются сейчас сдерживать экономическим и военным путем, есть прямое следствие процессов модернизации, начавшихся недавно в этих окраинных регионах. Как и в случае Запада, модернизация связана здесь с необратимым распадом традиционного общества и все ускоряющимся переходом к высокоиндустриальному обществу.
Всплеск пассионарной энергии наиболее ощутим, конечно, в мире Ислама. Это выражается и в военных конфликтах мусульманских стран друг с другом, примером чему является семилетний конфликт между Ираком и Ираном, и в тотальном противостоянии исламских джамаатов всему миру неверия, Западу и подконтрольным ему восточным режимам, и в периодическом обострении «исламского фактора», то в одном, то в другом регионе планеты.
Это является одним из свидетельств нарождения новой волны глобализации Ислама, которая началась не вчера, а еще полторы тысячи лет назад. При этом глобализация Ислама, в отличие от глобализации Христианства, началась не с обращения готовой империи в Ислам, а с построения новой цивилизации «с нуля». И эта глобализация Ислама, пик который пришелся на Золотой век Ислама, привела не только к распространению Ислама по всему миру, но и перенятию этим миром интеллектуальной инициативы у Ислама.
К примеру, глобальное распространение влияние Ислама привело к тому, что средневековые мусульманские правоведы рассматривали мир, как поделенный между тремя крупными лагерями «Дар уль-Ислам» (Земля Ислама), «Дар уль-харб» (Земля войны) и «Дар ус-сульх» (Земля мирного сосуществования).
В пределах «Дар уль-Ислам» возобладали дружба и сотрудничество на основе исламских принципов. «Дар уль-Харб» включал арену прямых военных конфликтов, а также тех, кто находится во враждебном отношении к Исламу. Странами «Дар ус-Сульх» являлись те немусульманские страны, которые обладали большой автономией и пользовались гарантиями мира безопасности за счет мирных договоров с Халифатом.
После окончания II мировой войны Запад воспринял мусульманский взгляд на мир и просто заменил Ислам собой. Вплоть до сегодняшнего дня Запад воспринимает этот мир, как разделенный на три лагеря по классической мусульманской средневековой формуле, но где место Ислама занимает сам Запад (аль-Гарб): 1. «Дар аль-гарб» (Земля Запада); 2. «Дар уль-харб» (Земля войны, страны, с которыми западный мир находится в конфликте или состоянии войны); 3. «Дар ус-сульх» (Земля мирного сосуществования, или страны, с которыми Запад сотрудничает и находится в состоянии мира).
Однако данная модель мира уже доказала свою неэффективность, свидетельством чему являются нарастающая по всему миру нестабильность, экономические, политические и военные конфликты и кризисы по всему миру, в том числе и на глобальном мире. Именно в этих условиях на глобальную арену вновь выходит Ислам со своими новыми интеллектуальными инициативами и более справедливыми моделями мироустройства.
Примером тому является то, как высокомерный Запад все больше и больше обращается к исламским ценностям, экономическим и финансовым моделям, социальным, правовым и политическим принципам для спасения этого мира от окончательного скатывания в глобальный хаос.
|
|