Газета "Наш Мир" br>
Несмотря на то, что в начале этого года парламент Кыргызстана проголосовал за закрытие авиабазы «Манас», вопрос возможного использования ее Соединенными Штатами и странами-участницами антитеррористической коалиции остается открытым.
По сообщению официального Бишкека, еще в начале апреля 2009 года была завершена процедура расторжения договора с США о размещении на территории Кыргызстана воинских частей США и стран антитеррористической коалиции. Согласно данному документу, все иностранные военнослужащие должны покинуть кыргызскую территорию в течение 180 дней после денонсации соглашения, то есть в середине августа.
Новая волна дискуссий о судьбе «Манаса» началась после того, как на этой неделе президент Афганистана Хамид Карзай официально обратился к своему кыргызскому коллеге Курманбеку Бакиеву с просьбой разрешить дальнейшее использование авиабазы «Манас» силами международной коалиции в целях продолжения операций в Афганистане и достижения стабильности в регионе.
Желание Карзая вступить в переговоры с Кыргызстаном относительно базы «Манас» объясняется крайне просто, считает Стивэн Бланк, профессор Военного Колледжа ВС США.
«Карзай находится под давлением США. Более того, на носу президентские выборы в Афганистане, которые он, конечно же, хочет выиграть. С другой стороны, президент Карзай хочет продемонстрировать свое стремление к сотрудничеству со странами ШОС в борьбе против терроризма и обеспечении региональной безопасности»,- сказал профессор Бланк в интервью Русской Службе «Голоса Америки».
По мнению профессора Бланка, судьба «Манаса» зависит от сумм, которые Бишкек сможет выторговать у России, и от того, какие политические преимущества будет иметь Москва от новой конфигурации взаимоотношений с Вашингтоном.
По сообщению Associated Press, обсуждение возможности дальнейшего использования базы «Манас» силами объединенной коалиции будет продолжено президентами Кыргызстана и Афганистана во время очередного саммита ШОС, который пройдет в Екатеринбурге 15 −16 июня.
«То, что переговоры будут проходить в рамках саммита ШОС, логически укладывается в стратегию Москвы и Пекина — ведущих игроков этой организации. Бишкек же не может принять решения по этому вопросу по своему усмотрению. Это уже стало очевидным»,— считает профессор Бланк.
По его словам, ни Россия, ни Пекин не хотят, чтобы проблемы Афганистана переросли в серьезный конфликт регионального масштаба. «Однако они против присутствия США в Кыргызстане и могли бы согласиться с идей, что база «Манас» будет использоваться только странами Объединенной коалиции»,— отметил профессор Бланк.
Дмитрий Тренин — директор Московского Центра Карнеги — не удивлен тем, что сделано новое заявление относительно базы «Манас», и что переговоры будут продолжены. В интервью Русской Службе «Голоса Америки» он напомнил, что прошлогоднее заявление Кыргызстана о закрытии базы было старой рекомендацией Москвы, сделанной еще в 2005 году:
«Бишкеку нужны деньги, и он может их выторговать только у России. Более того, у Кыргызстана только одна «валюта» в переговорах с Москвой — это американская база «Манас». С приходом Обамы все изменилось. Сейчас Россия не заинтересована в провале политики США в Афганистане. Поэтому Москва сигнализировала Вашингтону, что по базе в Кыргызстане можно договориться. Для этого необходимо вначале вести переговоры с ней, а не с кем-либо в регионе. И генералу Дэвиду Петреусу следует в следующий раз перед поездкой в регион вначале заехать в Москву'.
Тренин подчеркивает, что в обмен на американское присутствие в Кыргызстане Россия хочет получить от США признание ее доминирующей роли в регионе: «Москва считает, что Вашингтон должен обсуждать с ней все свои действия в регионе в рамках Договора о Коллективной Безопасности. Однако пока Вашингтон не соглашается с этим. База «Манас» оказалась удачным предметом торга для Москвы».
Как Карзай, так и Медведев понимают, что независимо от того, как долго будут американцы присутствовать в регионе, необходимо укреплять сотрудничество с соседними странами, считает Тренин: «Поэтому сейчас мы видим достаточно сложную комбинацию переговоров Россия — США — Кыргызстан — Афганистан. Какой будет результат? Пока трудно сказать. Я думаю, карта американского присутствия на базе «Манас» будет разыгрываться еще не раз»,— сказал в заключение Дмитрий Тренин.
|