Дагестанские богословы призвали мусульман быть осторожнее с православными женщинами
Алимы
(богословы) канонического отдела Духовного управления мусульман
Республики Дагестан (ДУМ РД) вынесли и распространили в исламских СМИ
фетву (религиозное установление), согласно которой правоверным следует
проявлять осторожность, выбирая себе в жены русских девушек. Согласно
Корану мусульманам дозволено жениться на женщинах из так называемых
народов Писания, исповедующих иудаизм или христианство. Но ситуация,
сложившаяся в последнее время в России, по мнению дагестанских алимов,
во многом уникальна. Активная миграция из кавказских республик в
Центральную Россию привела к большому количеству межнациональных
браков. В подавляющем большинстве случаев женихами выступают
мусульманские мужчины, а невестами – православные девушки. Давно
замечено, что эта практика лишает надежды на семейное счастье многих
представительниц кавказских народов, которым просто "не хватает"
мужчин, а выходить замуж за иноверцев запрещают как Коран, так и
кавказские обычаи.
Сложно сказать, этими ли житейскими соображениями или чисто
богословскими мотивами руководствовались дагестанские алимы, вынося
свою фетву. Руководитель канонического отдела ДУМ РД Магомед-хаджи
Магомедов сообщил корреспонденту "НГР", что поводом для постановления
стали неоднократные обращения в адрес алимов от мусульман, выезжающих
на заработки в европейскую часть страны.
"Обращаю ваше внимание на то, что указанная фетва распространяется
на последователей богословско-правовой школы имама Мухаммада аш-Шафии,
– подчеркнул Магомедов. – В Дагестане более 90% мусульман следуют этому
мазхабу. Другие три богословские школы, приверженцы которых проживают в
России, придерживаются по этому поводу другого мнения". Шафиитского
мазхаба (богословско-правовой школы) придерживаются многие народы
Дагестана, Чечни и Ингушетии. В Поволжье и среди тюркских народов
Северного Кавказа (кумыков и ногайцев) распространен ханафитский
масхаб, менее строгий во многих вопросах. Для последних дагестанская
фетва не предназначена.
"В шафиитском масхабе существуют определенные условия, при которых
христиане или иудеи считаются людьми Писания, – говорит Магомед-хаджи
Магомедов. – Если народ, к которому принадлежит девушка, исповедует
одну из этих религий с тех времен, когда еще не был ниспослан Коран, то
их можно брать в жены. А если народ принял их после возникновения
ислама, шариат представителей этих народов не считает людьми Писания".
Шафиитский мазхаб распространен во многих арабских странах.
Известно, что мусульмане брали в жен христианок и во времена Халифата,
и в наши дни. Но тогда речь шла об арабках-христианках или, допустим,
грузинских пленницах (вспоминается "Бахчисарайский фонтан" Пушкина),
чьи предки приняли христианство задолго до миссии Пророка Мухаммада.
Славянский мир, в том числе и Россия, – совершенно другое дело.
Вот как об этом говорится в фетве ДУМ Дагестана: "Хотелось бы особо
обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо
ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на
христианках из России и союзных государств, тогда как Россия приняла
христианство в 988 году по Григорианскому календарю. Это спустя 397 лет
после того, как был ниспослан Пророк Мухаммад, то есть после того, как
эта религия была отменена".
"Мы не можем утверждать, что в России нет коренных христиан, Россия
– страна большая, – добавляет Магомедов. – Мы призываем в этой фетве
людей, которые, ссылаясь на разрешение жениться на девушках из народов
Писания, не знают, соответствует ли ее народ этим критериям. И если
есть сомнения, то лучше воздержаться, чем делать это слепо".
Чтобы получить более широкое представление о взглядах исламских
законоведов на эту проблему, "НГР" обратились за разъяснениями к
ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН, председателю
Российского общества исламоведов профессору Тауфику Ибрагиму. В тексте
дагестанской фетвы дается ссылка на сочинение "Му’ни аль-Мухтадж"
шафиитского законоведа XVI века Хатиба аш-Ширбини. По нашей просьбе
профессор Ибрагим изучил нужный фрагмент книги. "Хатиб аш-Ширбини
приводит одно из мнений шафиитских богословов по данному вопросу, –
пояснил исламовед. – Но сказать, что это общепринятая среди шафиитских
законоведов точка зрения, будет натяжкой. Ширбини приводит и другие
мнения, хотя сам и склоняется к вышеуказанному мнению, но не
категорично. Это нормальное для исламского права явление, когда
отдельные законоведы высказывают особое суждение по тому или иному
каноническому вопросу, но оно не становится преобладающим", – добавил
Тауфик Ибрагим.
"Эта фетва ничего нового в себе не несет, – заявил в разговоре с
корреспондентом "НГР" исламовед Роман Силантьев. – Известно, что только
ханафитский мазхаб суннитского направления в исламе позволяет
мусульманам жениться на христианках, не принуждая их к принятию ислама".
Однако обоснование фетвы, данное каноническим отделом ДУМ РД, может
иметь развитие, далеко выходящее за пределы мусульманского семейного
права.
"Возникает целый ряд богословских казусов, – заметил Роман
Силантьев. – Если большинство населения России составляют, согласно
этому мнению, не люди Писания, то российские мусульмане живут в
государстве язычников. Возникает вопрос: а как себя надо вести
мусульманам в такой ситуации? Ваххабиты считают, что надо воевать
против такой страны. Пользуясь такой же аргументацией, они уничтожают
христиан и евреев как язычников. С подобного рода обоснованиями, на мой
взгляд, надо быть осторожными, поскольку тем самым умеренные мусульмане
льют воду на мельницу ваххабитов", – уверен исламовед.
Роман Силантьев в своих исследованиях часто отмечает роль ДУМ
Дагестана в борьбе с радикальными приверженцами "чистого ислама". Тем
большее удивление у него вызывает фетва, в которой русское православие
называется "искаженным" христианством. Хотя это религиозное
постановление предназначено лишь для части мусульман, но дагестанское
Духовное управление – одно из самых влиятельных в российской умме, а
дагестанские мусульмане известны своей ревностью в соблюдении
религиозных традиций. По количеству входящих в него общин ДУМ РД
уступает лишь Казанскому муфтияту. "Надеюсь, что это имеет случайный
характер, потому что не хотелось бы видеть среди дагестанских
приверженцев традиционного ислама врагов христиан", – заключил Роман
Силантьев.
В фетве дагестанских алимов прослеживаются следы того противоречия,
которое пронизывает жизнь религиозных общин в наше время. С одной
стороны, истоком для любого вероисповедания служит традиция, уходящая
корнями во времена и обстоятельства глубокой древности. С другой
стороны, верующие живут в условиях современного мира, построенных в
основном на универсальных принципах международного права. Поэтому,
отвечая на запросы мусульман, отправляющихся на заработки в современный
мегаполис и сталкивающихся с реалиями сегодняшнего дня, алимы решают их
проблемы, опираясь на книжную традицию. Отсюда в тексте фетвы,
предназначенной для российских граждан, появляются упоминания о
неконституционной возможности многоженства, "разделении ночей" между
женами, лишении жены наследства или принуждении ее к отказу от
употребления в пищу свинины. Появляются и некорректные суждения о
представителях других религий, возможно, безупречные с точки зрения
шариата, но режущие глаз и ухо человека иной традиции. Тесное
сожительство различных народов требует от религиозных лидеров особой
осторожности в заявлениях и тем более в поступках.