Газета «Наш Мир»
"Независимая газета" публикует статью "Мифология войны", в которая подвергает резкой критике слова Святейшего Патриарха Кирилла, касающиеся осмысления Великой Отечественной Войны. Как сказал Святейший, "У каждого есть право на свое собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему, У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа. (...) Война была наказанием за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью. Если бы вместо страшного наказания наступило материальное процветание и победа идеологии, тогда каждый здравомыслящий человек спросил бы: а где суд Божий?Наказание Божие – это не проявление некоего деспотизма и жестокости, (...) это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира"
Автор статьи, например, пишет: "По сути дела, перед нами утверждение о том, что Гитлер, напавший на безбожный Советский Союз, был орудием справедливого возмездия в руках Господа. Очень спорное, если не сказать – скандальное высказывание. Как отнесутся ветераны Великой Отечественной войны к заявлению о том, что они боролись против орудия Божественной справедливости?"
Такое недоумение, очевидно, вызвано непониманием христианской веры в промысел. Божественная справедливость является в том, что Бог, постоянно смягчающий последствия наших грехов, иногда позволяет нам пожинать то, что мы посеяли; и то, что наш народ навлек на себя такое бедствие, никак не отменяет героизма тех, кто этому бедствию противостоял. Если корабль, из-за неправильно выбранного курса, налетел на скалы, это не отменяет героизма тех, кто спасал пассажиров; но это не отменяет и того обстоятельства, что, если бы не ложный курс, такой героизм не понадобился бы. Было ли нападение Гитлера связано с великим богоотступничеством 1917 года? Прямо и непосредственно, и даже на чисто поверхностном, вовсе не мистическом уровне, это вполне очевидно. В последнем свободно избранном Рейхстаге (немецкий парламент) 15% мест принадлежало коммунистам, 33% – нацистам, причем популярность нацисткой партии уже шла к упадку. К сожалению, такой Рейхстаг был неработоспособен – коммунисты громко пели "Интернационал", нацисты "Хорста Весселя", те и другие не скрывали намерения единолично захватить власть, и для немецкой политической элиты встал выбор между коммунистами – последствия власти которых было легко представить по сталинскому СССР – и нацистами, как еще неизвестным злом. Они выбрали нацистов, последствия известны. Были бы у нацистов хоть какие-то шансы, не будь немецкий обыватель – и немецкие политики – так запуганы коммунистами? Нет. Гитлер захватил власть именно в качестве "спасителя от коммунистической угрозы". Раздираемая между двумя воинствующими экстремистскими движениями Германия выбрала тех, кто на тот момент казался менее страшным. Так одно чудовищное зло, восторжествовавшее в 1917 году, проложило дорогу еще более чудовищному, воцарившемуся в 1933. И для верующего человека, и для светского историка, цепочка причин и следствий 1917 – 1933 – 1941 выглядит очевидной. Умаляет ли это подвиг наших воинов? Нет. Это просто говорит о том, что сделало этот подвиг необходимым.
Автор статьи задается вопросом – "Зачем же сегодня понадобилось искать какую-то мистическую подоплеку в ходе исторических событий?". Самый простой ответ – потому что христиане верят в промысел, и для нас естественно задаться вопросом и духовных причинах исторических бедствий. "Мистическая подоплека" не означает чего-то непостижимого, загадочного и в тумане сокрытого; она означает, что у наших действий – и индивидуальных, и коллективных, есть последствия, и на уровне вечности, и на уровне истории. Катастрофа большевистской революции, при всех тех материальных разрушениях, которые она произвела, началась в области духа – в том, что люди уверовали в атеистическую подделку под Благую Весть, в светлое будущее, обещанное тем, кто отречется от Христа и Его Церкви. То, во что вы верите, определяет и ваше настоящее, и ваше будущее, и вашу историю, и вашу вечность – и отречение от Христа ради воинственно секулярной идеологии принесло совершенно очевидные плоды: и глад, и мор, и междоусобную брань, и нашествие иноплеменных. Попрание святынь, истребление духовенства и верующих, разрушение церквей и обращение монастырей в концлагеря не принесло мира и процветания – и в этом явился правый суд Божий в нашей истории.
В наше время и в нашей стране, и во всей Восточной Европе утвердился инструментальный подход к исторической истине – история воспринимается как героический эпос, который должен вдохновлять на подвиги, или как рассказ о великих обидах, который должен подогревать в людях претензии к соседям. В этом эпосе в принципе не может быть места критическому взгляду на себя; библейское признание "Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. (Пс.105:6)" рассматривается как покушение на национальных героев и национальные святыни.
Христиане смотрят на историю по-другому. В человеческой истории, со всеми ее ужасами, разворачивается промысел Божий; это было так в ветхозаветные времена, это было так в ХХ веке, и это так сейчас. Как и в ветхозаветные времена, богоотступничество ведет к катастрофе, и чтобы избежать грядущих катастроф, этот урок истории стоит выучить. Как и любому народу, нам больше зла сделали наши собственные грехи, чем любой внешний враг; и долг патриота – обращать внимание на эти грехи и призывать к покаянию.
Можно ли настаивать, что между богоотступничеством и нашествием иноплеменных нет никакой связи? Можно, но это будет означать, что мы не выучили урока истории. А реальность такова, что те, кто не учит уроков истории, бывает обречен на их повторение.
|