Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Китайский автомобильный холдинг Geely Automotive подписал
предварительное соглашение о покупке компании Volvo у концерна Ford. В
будущем китайцы планируют наладить выпуск моделей Volvo в КНР.
О предстоящей сделке сообщила газета China Daily. «Сейчас на фоне
замедления экономики для китайских компаний самое время приобретать
активы за рубежом», - приводит она высказывание Цзя Синьгуана (Jia
Xinguang), ведущего аналитика Chinese National Automotive Industry
Consulting and Development Corp.
Руководство концерна Ford озвучило намерение продать убыточный
шведский бренд в начале этого года, хотя эксперты автомобильного рынка
говорили о неизбежности такого развития событий несколько ранее.
После закрытия сделки китайская компания собирается построить линии
по производству модели Volvo XC90 в южно-китайской провинции Гуандун, в
городе Дунгуань.
Ранее BFM.ru сообщал, что к Volvo приценивались и другие покупатели.
В частности, шведским брендом интересовались представители китайской
автомобильной компании Beijing Automotive Industry Holding (BAIC),
которые недавно знакомились с состоянием дел непосредственно на заводах
Volvo.
Стоимость предстоящей сделки стороны пока не называют, но по оценкам
экспертов, она может превысить и 3 млрд долларов. Впрочем, подобные
оценки относятся больше к сфере догадок, так как подлинное состояние
дел в шведской компании может быть известно только покупателю и
продавцу. В 2008 году на одном из основных для себя рынков в США
компания продала на 64% меньше автомобилей, чем годом ранее, тогда как
убытки Volvo Car до налогообложения только в четвертом квартале
составили 736 млн долларов. В этом году продажи бренда продолжали
стремительно падать. С учетом этих обстоятельств сумма сделки может
оказаться гораздо ниже. Но в любом случае, она окажется меньше тех 6,4
млрд долларов, которые Ford заплатил за шведскую компанию в 1999 году.
Ранее другая китайская компания - Tengzhong из провинции Сычуань уже заключила соглашение о покупке бренда Hummer у концерна GM.
Возможно, переход Volvo и Hummer под контроль китайских компаний и
не сулит ничего хорошего с точки зрения сохранения духа и высоких
потребительских стандартов этих легендарных брендов, а маркам Saab,
Saturn и Opel, которые отойдут компаниям из других стран, повезло
больше.
Впрочем, обозреватель автомобильной газеты «Клаксон» Юрий Урюков в
комментарии Business FM заявил, что, возможно, как раз Volvo повезет
больше, потому что у китайских компаний-автопроизводителей сейчас
достаточно обширные суммы на счетах, и кризис на них повлиял не столь
сильно как на концерны их других стран.
«Если говорить о том же Saab, которым теперь владеет шведская
компания Koenigsegg, то про новых хозяев можно сказать, что это хоть и
известный производитель суперкаров, но все-таки финансовых и
юридических мощностей у них гораздо меньше, - говорит эксперт. - А если
рассуждать о перспективах Volvo на европейском рынке, то, возможно,
европейские покупатели вообще не заметят смены хозяев, потому что, как
показывает опыт той же компании Jaguar/Land Rover, которую купила
индийская Tata Motors, то индусы осуществляют только внешнее глобальное
управление. То есть непосредственно на покупателях смена владельца
никак не сказалась».
По мнению Юрия Урюкова, в случае переноса производства моделей Volvo
в Китай сложно говорить о соблюдении всех стандартов качества, потому
что «известно, как в Китае собирают машины». Но, скорее всего, это
производство будет направлено на удовлетворение потребностей местного
рынка. И вряд ли эти машины будут экспортировать в Европу, хотя все,
конечно, возможно.
Впрочем, эксперт напомнил, что китайская компания уже владеет
английским брендом MG и наладила производство у себя этих автомобилей,
с которыми, с точки зрения качества, все в порядке. Поэтому в целом
сложно предугадать такие моменты, китайцы пока еще только развиваются,
и говорить о какой-то системе качестве у них пока преждевременно. Но,
безусловно, покупка нового бренда, тем более такого
высокотехнологичного, как Volvo, придаст определенный импульс развития
китайским предприятиям, которые позаимствуют у шведов технологии и
наработки.
При этом Юрий Урюков считает, что ценовая политика Volvo после
перехода под китайский контроль не изменится, и европейские
подразделения компании будут действовать в этом и других отношениях
обособленно на европейском рынке, где давным-давно сложились свои
собственные традиции. Сложнее предсказать развитие ситуации на
азиатских рынках, но эти проблемы, в любом случае, не коснутся
российских покупателей.
|