Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
«За год до школы мы отдали ребенка в подготовительный класс
лицея. До подготовительного класса мы не умели читать. И мы стали
учиться. Возможно, я палку перегнула, но результат следующий: РЕБЕНОК
ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЧИТАТЬ ВООБЩЕ, только через скандал! Мало того, он
отказывается даже слушать то, что ему читают. На продленке все дети с
открытыми ртами слушают фантастику для детей, а мой говорит, что он
хочет играть, а слушать не хочет и сидит - играет в черепашек-ниндзя,
рисует и т.п.
Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по
этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не
помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как
заинтересовать».
Давайте для начала разберемся с
определениями. «Ребенок отказывается читать вообще». Это означает, что
ребенок отказывается читать что бы то ни было? Или только книги,
которые заданы в школе и предложены Вами?
Если ребенок с
энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет, это хороший знак.
Из этого следует, что ребенок в целом видит практический смысл в
чтении. Например, читать полезно для того, что сориентироваться на
улице или найти необходимый магазин. Объемные тексты мальчику читать
сложно. Когда техника чтения невысока, ребенку трудно удерживать в
памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на
собственно конструирование слова из слогов. Поэтому, в первую очередь,
важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения
до приемлемого уровня (60-70 слов в минуту), тогда смысл читаемого
перестанет ускользать от маленького читателя. Делать это лучше в
игровой форме.
Читать газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты наперегонки. Устраивать соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой. Научиться играть в игры, требующие выполнения различных операций с буквами.
- «Эрудит» - игра, где необходимо составлять слова из отдельных букв. - «Поле чудес». -
«Виселица» - игра, где взрослый и ребенок по очереди загадывают слова
следующим образом: «В . . . . . . а». Задача партнера, как в «Поле
чудес», по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную букву
(которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Выиграть
может и тот, кто загадал, если его слово не отгадано, а виселица
начерчена, и тот, кто отгадывал, если расшифровал слово с минимумом
ошибок - и виселица не завершена. Если смущает название, можно
рисовать, например, домик из определенного числа элементов. - «Балда» - в этой игре проигрывает тот, кто ставит в слове последнюю букву.
Не
менее важно помочь ребенку найти смысл в совершаемых им действиях.
Читать - для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо
и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут.
Здесь также может помочь игра.
Настольные игры, предполагающие сложные правила, где нужно часто
сверяться с текстом. Или открывать карточки, на которых написаны
инструкции по дальнейшим действиям. Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится
читать». Выполняя различные задания, направленные на спасение кота от
чар ведьмы, ребенок между делом учится читать и проникается важностью
этого процесса. Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного. Когда игрушки
становятся актерами, а ребенок режиссером, творящим постановку и
регулярно сверяющимся с исходным текстом.
Важно ответственно подойти к выбору книги для чтения ребенка.
Если книга не соответствует возрасту ребенка, ему будет скучно ее
читать. «Три мушкетера» - замечательная книга, но не стоит ее
предлагать первокласснику - ему будет не особенно интересно.
Хорошо,
когда прочитанное становится дополнительным поводом для общения
обсуждения. Важно именно обсуждать прочитанное, а не проверять, что
ребенок запомнил. Ситуаций проверки знаний мальчику хватает в школе, и
к дополнительной он отнесется скорее всего без особого энтузиазма.
Если
вы помните, какие книги читали сами в возрасте ребенка, расскажите ему
об этом. Расскажите о своих впечатлениях, ощущениях от прочитанного -
это сделает книгу более притягательной для ребенка.
И конечно,
значение личного примера здесь сложно переоценить. Если вы хотите
вырастить читающего ребенка - читайте сами: пусть он видит, что читать
увлекательно, интересно; что мама и папа готовы тратить свое свободное
время на это занятие.
|