$IMAGE1-right$ Газета
«Наш Мир»Глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Канн не исключает, что худший период кризиса еще впереди. Те признаки оживления, которые наблюдаются в мировой экономике сейчас, могут оказаться мнимыми. Начало подъема мировой экономики МВФ ожидает в первой половине 2010 года. Эксперты предупреждают: международные финансовые институты заинтересованы в публикации мрачных прогнозов.
Доминик Стросс-Канн рассчитывает на оживление мировой экономики до середины 2010 года, но предупреждает о рисках.
Худший период мирового экономического кризиса, может быть, еще впереди. Об этом заявил глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Канн во время визита в Казахстан.
Напомним, что министры финансов стран «большой восьмерки» пришли к выводу, что мировая экономика демонстрирует воодушевляющие признаки стабилизации, и начали обсуждать стратегию отмены стимулирующих мер.
Стросс-Канн отметил, что в значительной степени согласен с их позицией, однако призвал к осторожности в оценке состояния мировой экономики. «Их (G8) позиция такова, что они видят некоторые признаки роста, но, тем не менее, мы должны быть осторожными. Огромная часть худших (проявлений) еще не миновала нас», – приводит его слова Reuters.
«В первой половине 2010 года мы ожидаем подъем мировой экономики», – заявил Стросс-Канн журналистам после встречи с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.
Однако сделать более точный прогноз для конкретных стран и тем более отраслей сейчас невозможно. Например, первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев прогнозирует, что выход из кризиса для России будет U-образный, продолжительный и тяжелый.
Кризис, разразившийся в 1998 году, который проходил по V-образному (резкий спад с последующим резким восстановлением) сценарию, не имеет ничего общего с нынешним кризисом, уверен Улюкаев. «Они совпадают только магией цифр. Там август 1998-го, а здесь август 2008 года. Больше ничего общего нет», – сказал он в интервью журналу «Коммерсантъ Деньги».
Улюкаев пояснил, что тогда был кризис на фоне трансформационного спада, а сейчас кризис на фоне роста, причем многолетнего. «Кризис на фоне спада означает, что у вас огромный объем невостребованных ресурсов. У вас незанятые производственные мощности, у вас трудовые ресурсы свободны», – подчеркнул он.
По его словам, девальвация в этой ситуации является благом, потому что «позволяет без инвестиций, без ничего, на ровном месте повысить конкурентоспособность ваших производств и насыщать внутренний рынок, да и внешние тоже вашей продукцией».
В ситуации 1998 года надо было дать экономике оборотные средства. Девальвация создавала возможность для роста конкурентоспособности, а предоставление оборотных средств давало основание эту конкурентоспособность реализовывать, запустить соответствующие механизмы, поэтому наблюдался V-образный кризис: очень глубокий спад, быстрый выход из него и начало роста, заметил первый зампред ЦБ.
Сегодня же ни девальвация, ни простое насыщение экономики деньгами не дают желаемого результата. Мир переживает глобальный кризис.
Судя по всему, в СМИ еще не раз будут обсуждаться различные мрачные прогнозы, которые не основаны на реальных расчетах.
Отчасти руководители международных организаций заинтересованы в несколько мрачных прогнозах для мировой экономики, сказал главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган. По его словам, на волне кризиса подобные наднациональные структуры выходят на передний план, их роль в глобальной экономике значительно возрастает.
«Тот же МВФ благодаря кризису увеличил свои резервы втрое, а значение фонда как кредитора последней инстанции на порядок возросло. А ведь еще в начале прошлого года роль МВФ в мировой финансовой архитектуре была не столь значима, и некоторые эксперты предрекали гибель данному международному институту», – напомнил эксперт.
Сказать точно, по какому сценарию мировая экономика будет выкарабкиваться из кризиса, не может никто. Поэтому к множеству порой противоположных прогнозов стоит относиться весьма осторожно, считает Ганган, отмечая, что и международные организации, и российские власти с начала года неоднократно пересматривали свое видение дальнейшего развития экономики.