Газета
«Наш Мир»Ссылаясь на свежий доклад МВФ, The Economist констатирует, что
государственный долг богатых стран растёт с фантастической скоростью.
За прецедентами приходится ходить в 30-е и 40-е годы прошлого века:
период Великой депрессии и мировой войны.
Стимулирование опасно для Вашего здоровья«Нельзя
безнаказанно предаваться излишествам», — пишет британский еженедельник
. Если регулярно обжираться и хлестать виски в два горла, то в старости
сахарный диабет или другие болезни образа жизни практически
гарантированы. Если десятилетиями жить в долг, швырять деньги и ресурсы
на ветер и ничего не откладывать, как привыкли делать во многих странах
в последние 20 лет, то не надо удивляться наступлению рецессии. Если не
давать кризису честно проделать свою очистительную работу, а пытаться
вместо этого «простимулировать», то есть обмануть, экономику, надо быть
готовым расхлёбывать последствия.
В опубликованном 9 июня
докладе «Фискальные последствия мирового финансового кризиса» эксперты
Международного валютного фонда утверждают, что к началу 2010 года
валовой государственный долг 10 богатейших стран мира будет находиться
на уровне 106% от ВВП (в пересчёте на человека это 50 тыс. долларов).
На начало 2007 года этот показатель был равен 78%. В абсолютных цифрах
это выглядит нагляднее: за три года госдолг «десятки самых богатых»
вырос более чем на 9 трлн долларов.
Но это ещё не всё. Даже
после того как глобальная экономика выйдет из рецессии в узком смысле
слова (= перестанет сокращаться), темпы экономического роста в течение
нескольких лет будут, скорее всего, весьма скромными. Особенно это
касается таких стран, как США и Великобритания, где граждане
закредитовались по самое не могу и им предстоит ещё долго зализывать
раны и создавать личные накопления с нуля. По оценке специалистов МВФ,
в 2014 году долги «десятки» выйдут на уровень 114% ВВП. Это умеренно
оптимистический сценарий. По пессимистическому сценарию, валовой
госдолг «богатых» составит не 114, а 150% ВВП.
Виданное ли это дело? The
Economist предсказывает, что проблема госдолга будет определять мировую
экономическую повестку ближайшего десятилетия. В мирное время
государственный долг развитых стран никогда не рос такими темпами, как
сейчас. Тем не менее нельзя сказать, что исторический опыт не способен
помочь в оценке возможных последствий нынешнего «антикризисного
стимулирования».
Еженедельник ссылается на опубликованную
недавно статью экономистов Кармен Рейнхардт и Кеннета Рогоффа, где
авторы проанализировали происходившее после 14 наиболее известных
банковских кризисов прошлого века.
По данным Рейнхардт и
Рогоффа, в среднем попытки правительств оживить полудохлую экономику,
ставшую жертвой очередного пузыря, приводили к росту государственного
долга на 86%. После финансового краха правительства часто устраивали
высокую инфляцию либо объявляли дефолт по своим обязательствам. В
1930-е годы «даже», как пишет The Economist, США и Великобритания
нарушили обязательства по своим государственным бумагам. Британское
правительство в 1932 году прекратило обслуживать часть долга страны
правительству США (заём на несколько миллиардов долларов, полученный во
время Первой мировой войны). В США в 1934 году правительство нарушило
базовые обязательства перед гражданами, запретив им держать золото
(закон о золотом резерве). Гиперинфляция обнулила госдолг Германии
после Первой мировой войны и госдолг Японии — после Второй.
В
период с конца 40-х по 2009 год ни одна развитая страна не объявляла
дефолта по своим обязательствам (развивающиеся страны, в том числе
Россия, объявляли). Более того, некоторым правительствам западных стран
удавалось существенно сократить госдолг, не прибегая к высокой
инфляции. За последние 20 лет более чем на 40% от ВВП сократили свой
долг Канада, Германия и Ирландия (последняя, правда, сейчас снова в
долгу как в шелку). Рецепт успеха: сочетание высоких темпов
экономического роста с жёсткой бюджетной политикой.
Мораль сей басни The
Economist снисходительно относится к тому, что правительства наращивают
государственный долг в период кризиса. С точки зрения еженедельника,
последствия накопившихся в период бума предпринимательских ошибок
настолько ужасны, что государство имеет право пойти на сомнительные в
общем и целом трюки и залезть в долги, чтобы смягчить процесс падения,
растянув его. Однако долго такими вещами заниматься нельзя, и
правительства неизбежно будут вынуждены сокращать государственный долг.
У
них есть выбор. Они могут использовать нечестные, но испытанные и
надёжные способы: инфляцию и дефолт. И то и другое — нарушение
обязательств перед гражданами и контрагентами. Правительства могут
также попытаться найти честное решение проблемы долга, снизив расходы
и/или повысив налоги.
Инвесторы, пишет The Economist, опасаются,
что правительства поступят нечестно. Не утихают слухи, что дефолт могут
объявить некоторые из слабых экономик еврозоны, а именно Греция,
Ирландия, Италия, Португалия, Испания. В развязывании инфляции рынки
подозревают США и Великобританию: именно в этих странах активнее всего
работает печатный станок.
Если отвлечься от грязных подозрений и
исходить из того, что правительства развитых стран будут честны с
гражданами, то простор для манёвра у них невелик. The Economist
рекомендует при первой возможности начинать резать бюджетные расходы. В
Европе налоги повышать просто некуда; в Штатах, вероятно, можно, но
там, во-первых, долг такого размера, что не наповышаешься, а во-вторых,
рост налогового бремени не способствует экономическому росту. Поэтому
главная рекомендация еженедельника — повысить пенсионный возраст. Таким
образом можно убить двух зайцев: повысить налоговые доходы бюджета и
сократить расходы пенсионной системы. Тем более что при такой
демографической ситуации, как в развитых и некоторых развивающихся
странах, это всё равно придётся делать.
Есть экономисты, которые
гораздо более жёстко относятся к государственному долгу как таковому.
Например, главный специалист по налоговой политике Института Катона
профессор Крис Эдвардс считает, что государственный долг в принципе
аморален. «Когда политики проводят «стимулирующие меры», они
перекладывают нынешние проблемы на плечи следующего поколения», —
констатирует он. Долг США тем временем перевалил отметку 10 трлн
долларов и продолжает расти.
Справка
ПрактикаВ развитых странах осознают необходимость ужесточения бюджетной политики.
В
июне верхняя палата парламента Германии — бундесрат — одобрила поправку
в основной закон страны. Поправка ограничивает размер государственного
долга. Ранее она была поддержана большинством депутатов бундестага.
Начиная
с 2016 года федеральному правительству будет разрешено при формировании
бюджета страны на год увеличивать структурный дефицит не более чем на
0,35% ВВП (сейчас это 8,5 млрд евро).
Начиная с 2020 года
правительствам земель будет разрешено брать новые долги до выплаты
старых только в случае форс-мажора (землетрясения, например).
В
результате борьбы с кризисом государственный долг Германии вырос на 90
млрд евро. Всего он составляет 1,6 трлн евро (65% ВВП) — и растёт.
В
июне президент Обама призвал американский конгресс принять закон,
позволяющий увеличивать бюджетные расходы только при условии, что это
не приведёт к росту бюджетного дефицита. Иными словами, хочешь
увеличить расходы на что-нибудь — либо урезай расходы на что-нибудь
другое, либо повышай налоги.
Идея получила название PAYGO (от pay-as-you-go — «живи по средствам»).
Принцип
PAYGO предполагается распространить не на все меры, которые ведут к
потерям для бюджета. В частности, исключение составят некоторые
инициативы президента по снижению налогов и увеличению расходов на
здравоохранение.
В 2008 году дефицит бюджета США был равен 459
млрд долларов (3,2% ВВП). В 2009 году ожидается его рост до 1,85 трлн
долларов (13,1% ВВП).
Сейчас на каждую американскую семью приходится 483 тыс. долларов государственного долга.