Газета
«Наш Мир»На минувшей неделе в одной из старейших синагог в США в городе
Цинциннати, штат Огайо, Алиса Стэнтон стала первой в Америке и,
пожалуй, во всем мире чернокожей женщиной-раввином. Изыскания,
проведенные "Властью", показывают, что политкорректные Соединенные
Штаты вместе с Центральной Европой продолжают оставаться главной
кузницей религиозных женских кадров.
Чернокожая раввин
Алисе Стэнтон 45 лет. Ее посвящение для Америки столь же
сенсационно, как и избрание чернокожего президентом: отношения между
афроамериканцами (как христианами, так и мусульманами) и американскими
евреями всегда были не просто плохими, а отвратительными.
К иудаизму первая в американской истории чернокожая женщина-раввин
пришла не сразу. Она родилась в штате Огайо, в семье глубоко верующих
христиан-пятидесятников. Экспериментатор по натуре, Стэнтон довольно
рано начала исследовать другие религии. Она побывала католичкой,
адептом восточных верований, затем вернулась в христианство, выбрав
евангелизм. Затем наконец заинтересовалась иудаизмом. В 1987 году она
начала постоянно посещать синагогу.
Стэнтон вспоминает, что сначала вовсе не хотела стать раввином. Она
мечтала руководить хором синагоги. Однако ее пыл быстро остудило
заявление о том, что она в принципе не может стать кантором синагоги.
Не потому, что она чернокожая, а потому, что женщина. Она поверила и
стала психотерапевтом. И только увидев однажды женщину-кантора, снова
вернулась к мечте стать религиозным деятелем.
Первая раввин
Первой женщиной-раввином в мире была Регина Йонас, родившаяся в
Берлине в 1902 году. Она с ранних лет мечтала быть раввином, несмотря
на то что в то время ни одна из ветвей иудаизма не позволяла даже
дискутировать на эту тему. Йонас закончила Высшую школу иудейских
исследований в Берлине, получив диплом преподавателя истории религии.
Светский диплом ей был ни к чему, и она попыталась убедить религиозных
деятелей сделать ее раввином. Она даже написала диссертацию на эту тему
– "Может ли женщина быть раввином". Однако ни аргументы Йонас, ни
ссылки на источники в Библии и Талмуде не убедили никого из тех, от
кого зависело посвящение, в ее правоте. Более того, прекрасно
относившийся к ней духовный лидер германских евреев раввин Лео Бек,
бывший ее преподавателем в школе, заявил, что посвящение Йонас привело
бы к расколу еврейства. Лишь в 1935 году либеральный раввин Макс
Динеман совершил церемонию посвящения. Известность, которую Регина
Йонас завоевала благодаря этому, вскоре обернулась против нее. На
первую женщину-раввина обратился весь гнев нацистов. Она не смогла
заниматься своей работой, а в 1942 году ее и вовсе отправили в
концлагерь Терезиенштадт. Там Йонас написала свою работу под названием
"Лекции первой и единственной женщины-раввина", в которых обсуждала
историю еврейских женщин, вопросы религии и культуры. В 1944 году она
была отправлена в Освенцим, где и была убита.
Первая имам
О том, кто был первой в мире женщиной-имамом, проведшей богослужение
для мужчин и женщин, доподлинно неизвестно. Поэтому принято считать,
что эта честь принадлежит американке Амине Вадуд, родившейся в городе
Бетседа, штат Мэриленд, в 1952 году в семье священника-методиста. В
1972 году во время обучения в Университете Пенсильвании она, как тогда
было модно среди молодых афроамериканцев, перешла в ислам. Получив
дипломы двух университетов – в Пенсильвании и Мичигане, она продолжила
обучение в Каире. Вернувшись в Америку, она постаралась соединить свои
религиозные воззрения с воззрениями политическими: Вадуд – убежденная
феминистка.
В 1994 году Вадуд прочитала проповедь в одной из мечетей Кейптауна,
ЮАР. В самой мечети ее проповедь выслушали с уважением, однако по
возвращении в США она была раскритикована местными мусульманами. Дошло
даже до того, что в адрес ее работодателя – Университета Виргинии –
поступили требования уволить ее с занимаемой должности профессора
исламоведения. Однако этот скандал был лишь началом. Всемирную
известность Вадуд получила в 2005 году, когда возглавила пятничную
молитву в Нью-Йорке. Этому шагу предшествовало несколько событий.
Объединение исламских юристов выпустило специальное заявление, в
котором особо отмечалось, что проведение пятничной молитвы не женское
дело. Несколько мечетей отказались предоставить Вадуд место для
молитвы. И тогда она обратилась в один из англиканских храмов в
Нью-Йорке, который предоставил ей такую возможность. Прийти на молитву
согласилось около 100 человек.
Первая епископ
В протестантских церквях женщин-священников много. Тем не менее
чернокожая уроженка Филадельфии Барбара Харрис вошла в историю, став
первой женщиной-епископом в христианском мире. Это произошло в 1989
году, всего через девять лет после того, как она стала священником. До
начала религиозной карьеры преподобная Харрис принимала участие в
движении негров за гражданские права, а затем сделала неплохую карьеру
в бизнесе, заняв пост главы департамента по связям с общественностью
нефтяной компании Sun Oil.
В конце 1970-х годов она впервые выразила желание стать священником.
В Англиканской церкви в США рукополагать женщин в сан начали в 1974
году. Сначала это происходило без разрешения высших иерархов церкви, но
к 1980 году, когда священником стала Харрис, женщины-священники в США
перестали вызывать удивление. В церкви решили использовать ее навыки,
полученные в нефтяной промышленности, и сделали ее главой церковного
издательства и издателем церковного журнала. Так она получила
общенациональную известность. Ее рукоположение в епископский сан
произошло 11 февраля 1989 года. В 2003 году Харрис ушла в отставку и
ныне является вспомогательным епископом Вашингтона и президентом
Издательского дома Епископальной (Англиканской) церкви.
Первая святой отец
В отличие от протестантских церквей католическая церковь не
допускает рукоположения женщин. Существует, правда, несколько десятков
организаций, называющих себя католическими церквями и представляющих
интересы феминисток, которые назначают себе женщин-священников. Однако
настоящая католическая церковь их не признает. Тем не менее в мире есть
одна женщина, которая, похоже, и вправду была рукоположена не
священником-расстригой, а вполне законным и признаваемым Ватиканом
епископом. Это Людмила Яворова, активная деятельница катакомбной церкви
– католического подполья, организованного епископом Феликсом Давидеком.
В 1971 году он рукоположил Яворову в сан. Об этом стало известно лишь в
1995 году из рассказа самой Яворовой. По ее словам, епископ Давидек
испытывал серьезные проблемы со штатами и потому в порядке исключения
сделал ее священником с тем, чтобы она могла в его отсутствие выполнять
все его обязанности. Правда, как утверждает Яворова, она своими
полномочиями так и не воспользовалась.
Подтвердить ее слова невозможно: епископ Давидек умер за несколько
лет до ее сенсационных заявлений. Тем не менее, говорят знавшие
епископа Давидека люди, слова Яворовой правдоподобны: епископ был
известен тем, что не всегда действовал по правилам. Он рукоположил
несколько женатых, что привело к расколу общины и вынудило Ватикан
официально передать ему запрещение осуществлять епископское служение.
В настоящее время бывшая святой отец Людмила Яворова продолжает
активную жизнь в церкви. Правда, уже не в качестве священника, а
возглавляя литургическую комиссию своего прихода Святых Кирилла и
Мефодия в Брно.