Газета
«Наш Мир»Главная проблема арабо-израильского конфликта заключается в том, что
евреи – чужие там, где они живут. Израиль – западное
государство, но расположено оно на самом виду у мусульманской
цивилизации, которая построена совсем на других принципах.
Для
послевоенного мира арабо-израильский конфликт стал в каком-то смысле
эталоном межнациональных противостояний. Войной это не назвать, однако
люди гибнут на протяжении десятилетий, а все попытки найти какое-то
приемлемое решение напоминают бег на месте: арабский мир не хочет
признавать Израиль, в Тель-Авиве не могут решить, как относиться к
Палестине. Эта дурная бесконечность утомила весь мир, но корни проблемы
уходят слишком глубоко, чтобы с ней могли справиться только дипломаты и
военные.
В счастливые 90-е казалось, что решение найдено – нужно
создавать независимую Палестину. В 2000-е для этого даже
нарисовали"дорожную карту", но потом дело вдруг застопорилось.
Недавно
старый новый израильский премьер Нетаньяху наконец-то признал, что на
свете может появиться палестинское государство. Правда, сделал он это
чисто формально – кажется, только затем, чтобы от него отстал Обама.
Обама
в самом деле похвалил речь Нетаньяху в университете Бар-Илана, зато в
арабском мире израильского премьера обвинили в расизме и экстремизме.
Эти эмоции можно понять: Нетаньяху потребовал признать Израиль
еврейским государством и демилитаризовать Палестину, а заодно отказался
остановить расширение поселений на западном берегу реки Иордан, с
которого собирался вывести евреев еще Ариэль Шарон.
На первый
взгляд, израильский премьер выглядит не то ретроградом, застрявшим в
1948 году, не то без пяти минут расистом. Однако на самом деле в
позиции Нетаньяху и его сторонников есть свой смысл. Она отражает их
глубинное недоверие к соседям, которое основано на простом, но нечасто
озвучиваемом факте, в котором и состоит главная проблема
арабо-израильского конфликта: евреи – чужие там, где они живут.
Речь
не идет об исторических счетах. Евреи жили на Ближнем Востоке еще
тысячи лет назад, и арабы там тоже жили. Споры"кто первый" –
бесперспективное ребячество, как и сравнение, кто кого больше обидел за
последние 60 лет. Исторической ответственности никто не отменял, но все
же в международных конфликтах нужно в первую очередь учитывать интересы
тех, кто жив, а не тех, кто умер в прошлые эпохи.
Евреи чужие на современном Ближнем Востоке по полному набору цивилизационных признаков.
Израиль
– западное государство, со своими особенностями и
фанабериями, но при этом вполне взаимозаменяемое со Швейцарией или
Ирландией, не говоря уже о Португалии или Греции. Однако расположено
оно на самом виду у арабской и – шире – мусульманской цивилизации,
которая построена совсем на других принципах.
В Израиле
существует равноправие полов. Там буйным цветом цветет демократия,
развивают хай-тек-технологии, играют неплохую рок-музыку и лучший в
мире транс. Арабские же страны – государства с аграрными или нефтяными
экономиками, склонные к монархии или авторитаризму: демократию там
осваивают, но боязливо, как в России. В культурном плане арабский мир,
с западной точки зрения, невероятно консервативен, хотя в своих
собственных терминах он лишь защищается от дурного влияния. Однако необходимо отметить неизменно высокую роль религии как в арабских странах, так и в Израиле.
Однако Израиль
чужд своим соседям на самом важном уровне – повседневном. Думая об
Израиле, египтянин или саудит не сможет представить себе ничего
привычного: это действительно"два мира – две системы", и они
несовместимы, как гвоздь и отвертка, как российский штепсель и
американская розетка.
Это не значит, что кто-то лучше или хуже:
сравнивать цивилизационные выборы так же бессмысленно, как геометрию
Эвклида и Лобачевского. Какая лучше? Просто они разные.
Израиль,
в общем-то, не первым оказался в такой ситуации. Еще в конце XI века
европейцы, придя на Ближний Восток с крестовыми походами, обосновали там собственное государство. Однако последнее оплот крестоносцев на Ближнем Востоке пал в 1291 году, и потерпел неудачу этот
проект все по той же причине: европейцы были в этом регионе чужими. Это
средневековый опыт, но совсем забывать его неразумно.
Еврейского
расизма это все равно оправдать не сможет. Расизма вообще ничто не
оправдывает – что явно понимает Нетаньяху и, кажется, не понимает его
министр иностранных дел Авигдор Либерман, эмигрант, атакующий арабов с
чисто советской бесцеремонностью. Однако следует все же осознавать, что
корень проблемы не в кровожадности отдельных израильтян или мусульман. Цивилизационный дисконнект между арабами и
евреями – вещь системная, и масштабы его огромны.
Утешение есть
только в том, что мрачноватые исторические параллели не стоит
воспринимать буквально. Времена, когда с чужаками разбирались по
принципу "вырезать всех, кто достает до оси телеги", прошли: современная
глобализация делает терпимее даже самых брутальных ксенофобов. На
вопрос, как двум народам уживаться в стране-коммуналке, можно дать
гуманный ответ, просто он будет нашим собственным, еще не внесенным в
учебники. Правда, опыт Нетаньяху показывает, как не близок тот день,
когда премьер Израиля выступит с речью в независимой Палестине: пока
ему об этом трудно даже подумать.