Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Обещал рассказать, в чем причина инфантилизации общества.
Сначала
надо дать определение самой инфантилизации. Инфантилизация - это
ставший заметным во второй половине и особенно в конце XX века процесс
неуклонного снижения возраста, к которому человек получает сумму
знаний, необходимую для ориентирования в жизни. Процесс не
ограничивается количественными изменениями - молодые люди не только
получают необходимые им знания раньше, чем это было с их родителями, но
и не успевают приобрести навыки, считавшиеся прежде обязательными.
Этот
процесс нельзя свести и к простому изменению набора обязательных для
взрослого знаний и умений. Обычное взросление подразумевало не только
приобретение определенных навыков, но и утрату специфических для
детского возраста черт. При инфантилизации такой утраты не происходит,
поэтому "участники" процесса выглядят не просто другими, а именно
детьми.
Более раннее усвоение индивидуумом обязательных для
взрослой жизни знаний приводит не к увеличению, а к сокращению сроков
обучения. По этой причине процесс инфантилизации не становится
катализатором ускоренного развития человека. Условно говоря,
вундеркиндов становится больше, но они не превращаются со временем в
гениев.
Люди с инфантильными чертами в поведении стали массово
появляться в условиях постиндустриального общества, когда гендерная и
возрастная иерархия почти утратили свою ценность. Однако вряд ли
возможно говорить о какой-то одной причине инфантилизации. Этот процесс
слишком сильно связан с другими и не может быть полностью отделен от
того, что происходило в западной цивилизации в период Нового и
Новейшего времени. В частности, инфантилизация связана с процессами в
следующих сферах:
- в экономической, где происходит превращение ребенка в мощнейшего потребителя, а детства - в наиболее перспективный рынок; - в социальной, где развивается юридическая и база и механизмы для элиминирования роли родителей в воспитании детей; -
в информационной, где родители, с одной стороны, перестают справляться
с ролью "фильтров" получаемой детьми из внешних источников информации,
с другой - не могут сами оставаться для детей полноценным
информационным источником и перестают быть для них образцом для
подражания и объектом последующего преодоления.
Функции
родителей, таким образом, берут на себя три не координируемых процесса:
мама - экономика, папа - социум, нянька - информационное пространство.
Этот процесс неостановим и совершенно не зависит от чьей-либо воли.
Главной
проблемой, возникающей в связи с процессом инфантилизации, является
проблема кардинальной смены традиции, а именно - переход в "ученики" к
учителю не являющемуся частью человеческого общества. Учителем
становится поле рассеянной информации, то есть продукт человеческой
деятельности, а не представитель рода человеческого. Человек перестает
быть царем природы.
Отсюда возникает и главное противоречие,
которому в ближайшее время суждено стать едва ли не основным для
человечества: столкновение человеческого и внечеловеческого в человеке
и обществе (кстати, споры о клонировании или недавний "Разговор о
людоедстве" - лишь первый эскиз той картины, которая скоро возникнет
перед нами в цвете). Главным практическим следствием этого противоречия
является невозможность полностью формализовать человеческий опыт, а
следовательно - передать его минуя человека-посредника.
Значительная
часть этого опыта, конечно, никогда и не пригодится тем, кто живет в
столь быстро меняющемся мире. Но есть еще и моральные ценности, понятия
о хорошем и дурном, которые недоказуемы по определению и могут быть
переданы только директивно - с помощью шкалы приоритетов, связывающей
ум с возрастом. Поколения становятся "короткими" и не успевают
восполнить дефицит недополученных этических "сдерживателей" своими
собственными.
Поэтому ближайшим итогом процесса инфантилизации
будет сильнейшее отставание психологического и нравственного взросления
от социально-правового. Оценить последствия такого отставания,
разумеется, невозможно. Кому-то придет на ум Апокалипсис, кто-то
припомнит "пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо
таковых есть Царствие Божие" (Лк 18:16). Но и переоценить масштаб
события невозможно. Это будет реально другое человечество.
|