Газета
«Наш Мир»Глобальный экономический кризис повлиял на многие сферы жизни
человечества, причем некоторые изменения оказались достаточно
неожиданными.
Система помощиИсследование
корпорации RAND показало, что негативное воздействие нынешнего кризиса
ощутили 80% американских домохозяйств (семья или группа людей, живущих
вместе и имеющих общий бюджет). При этом американцы используют
традиционную для всех обществ систему взаимопомощи. Примерно каждая
третья семья выделяла значительные (свыше $500) суммы родственникам,
попавшим в затруднительное финансовое положение, около 15% семей
подобную помощь получали. Наиболее щедро делятся деньгами представители
"среднего класса", в свою очередь, помощь чаще всего получают наиболее
малообеспеченные жители США. В подавляющем большинстве случаев родители
оказывают помощь детям, а не наоборот.
ПотребителиКонсалтинговая
фирма M&C Saatchi провела исследование в четырех странах (США,
Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), в рамках которого
изучалось состояние потребителей в условиях экономического спада. Как
оказалось, в период рецессии всех людей, делающих покупки, можно
разделить на восемь категорий.
Наиболее многочисленны
"оправдатели", составляющие примерно четверть от общего числа. В
большинстве своем, это высокообразованные и хорошо зарабатывающие люди.
Они любят делать покупки тогда, когда на рынок выходит новая модель
товара, проводится распродажа для узкого круга клиентов или впридачу к
покупке покупатель получает какой-либо приз от продавца. "Оправдатели"
покупают даже тогда, когда их средства ограничены. Они оправдывают себя
тем, что грешно упускать такую выгодную сделку. При этом "оправдатели"
убеждены, что в условиях кризиса серьезно пересмотрели свои привычки.
Приблизительно
каждый пятый потребитель - "экономист". "Экономисты" не перестали
тратить деньги, но предпочитают приобретать более дешевые товары,
посещать менее пафосные рестораны, отдыхать на более скромных курортах
и пр.
"Сокрушенные пессимисты", составляющие около 15%
потребителей, кардинально сократили свои расходы, они экономят каждую
копейку, аккуратно посещают распродажи, коллекционируют купоны и пр.
Примерно
каждый десятый взрослый относится к категории "баловников". Эти люди
вынуждены ограничивать себя во многом, однако они не могут удержаться
от искушения и побаловать себя при случае. Они, к примеру, при скудости
финансов способны купить себе в подарок бутылку дорогого вина или
ценную косметику, поскольку их настроение зависит от подобных мелких
подарков самим себе.
Около 10% американцев, британцев,
австралийцев и новозеландцев возможно отнести к категории "страусов".
Эти люди вообще не обращают внимания на кризис и тратят деньги так же,
как раньше. Единственно, они стали реже рисковать и с неохотой
вкладывают средства, например, в ценные бумаги.
"Абстинентов"
насчитывается порядка 8-9%. Эти люди отказались от крупных покупок, но
продолжают делать мелкие в прежнем темпе. Как правило, в эту категорию
входят рабочие и служащие с небольшими доходами.
"Обменщики"
составляют 5-7% населения этих четырех стран. Эти люди обменивают, к
примеру, покупку нового костюма на ужин в ресторане и наоборот. В
большинстве своем, это одинокие молодые люди, не имеющие постоянного
дохода.
Самая малочисленная группа потребителей - 3-5% -
называется "стервятниками". Они с увлечением наживаются на
экономических трудностях, успешно выбивают для себя дополнительные
льготы и скидки, делают покупки ни нижней границе цены. В большинстве
своем, "стервятники" - люди с высокими доходами.
ЕдаИсследование,
проведенное Университетом МэрилендаUniversity of Maryland позволило
обнаружить любопытную закономерность: в период кризиса люди
предпочитают есть "нездоровую", но приятную для них еду. То есть,
условно говоря, салату из капусты они предпочитают булочку. Этому, по
мнению психологов, есть две причины. Во-первых, "вредная" еда дешевле,
во-вторых, она "комфортней". Дело в том, что в трудные времена человек
склонен искать комфорт. Пресловутая булочка и олицетворяет комфортность.
СтатусИная
кризисная закономерность была обнаружена специалистами из бизнес-школы
Келлог Kellogg School of Management. Как оказалось, в периоды
трудностей покупатели предпочитают тратить большие - часто
несоразмерные с их финансовыми возможностями - суммы денег на покупку
"статусных" предметов. "Статусными" могут быть автомобили, часы,
галстуки, костюмы и пр. вещи, которые в глазах потребителя
ассоциируются с материальным благосостоянием и весом в обществе.
Зачастую, чем хуже ситуация для потребителя (например, чем выше риск
утраты работы), тем больше шансов на то, что он купит дорогую
"статусную" вещь.
Избиение младенцевИсследование
Калифорнийского УниверситетаUniversity of California показало, что в
трудные времена на свет появляется намного меньше мальчиков. Этот вывод
пока не был подтвержден иными исследованиями и основан на исторической
статистике: анализировались данные по Швеции в период с 1751-го по 1912
год и США, в период с 1930 по 1970 годы.
Авторы гипотезы
предложили два объяснения этому феномену. Первое гласит, что подобным
образом женский организм, находящийся под воздействием мощного стресса,
отторгает более "слабые" (мужские) эмбрионы; второе, что отсеиваются
более больные эмбрионы, большинство которых опять-таки составляют
мужские. Любопытно также, что представители сильного пола, родившиеся в
трудные времена, как правило, обладают лучшим здоровьем и живут дольше,
чем мужчины, появившиеся на свет в более благополучные эпохи.
Женское лицоВ
1980 году американский криминолог Джейн ЧэпменJane Chapman опубликовала
книгу "Экономические Реалии и Женщины-Преступницы"Economic Realities
and the Female Offender, в которой она доказывала, что во времена
экономических кризисов представительницы прекрасного пола чаще
совершают преступления. Впоследствии эта теория была многократно
подтверждена и объяснена. В частности, считается, что женщины больше,
чем мужчины страдают от безработицы и быстрее оказываются без средств к
существованию; кроме того, женщины более подвержены воздействию стресса.
СуеверияАмериканская
Ассоциация Независимых ГадателейAssociation of Independent Readers
& Rootworkers отмечает, что во времена кризисов популярность их
услуг заметно возрастает. Кроме того, существенно увеличиваются продажи
различных талисманов.
В свою очередь, совместное исследование
психологов Университета Техаса в ОстинеUniversity of Texas, Austin и
Северо-Западного Университета Northwestern University показало, что
популярность различного рода суеверий в период экономического спада
достигает невиданных масштабов. Причем, наиболее подвержены суевериям
вполне здравые и серьезные люди, работающие в системе финансов. Авторам
этого исследования удалось документально подтвердить, что, например,
китайские трейдеры и инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги,
ассоциируемые с цифрой 8 - по китайским представлениям, несущей
богатство.
Сила подражанияИсследование
Университета Северной КаролиныUniversity of North Carolina подтвердило
старую истину о том, что люди склонны обезьянничать. В результате серии
психологических экспериментов было установлено, что если в небольшом
коллективе появляется человек с симптомами гриппа (по сценарию, это был
совершенно здоровый актер), то в скором времени большинство здоровых
людей, находящихся в этом коллективе, начинали жаловаться на головную
боль, насморк, лихорадку и пр.
Позднее эксперимент был расширен:
в реальный коллектив небольшой фирмы внедрялся пессимист, который
оценивал макроэкономическую ситуацию исключительно в негативном ключе.
В результате, у сотрудников компании резко снижалась производительность
труда, они допускали больше ошибок, в офисе заметно вырастало
количество конфликтов. Появление на работе закоренелого оптимиста
(также "подсадной утки") приводило к прямо противоположным результатам
- коллектив работал дружно и с огоньком.
Авторы исследования
пришли к выводу, что менеджерам и предпринимателям, вероятно, следует
ограждать сотрудников от негативных новостей, о которых предпочитают
рассказывать СМИ в периоды экономических пертурбаций.
Удар по пенсионерамАссоциация
Американских ПенсионеровAARP опубликовала результаты опроса своих
членов. Как оказалось, примерно четверть возрастных жителей США,
которые на момент начала кризиса обладали счетами в негосударственных
пенсионных фондах, сделали все, чтобы получить эти деньги немедленно.
Треть пожилых американцев перестали вкладывать свободные средства в
фондовый рынок.
Дефицит честностиКонсалтинговая
компания Vangent, пришла к выводу, что любой экономический кризис
сопровождается тем, что наемные работники начинают действовать более
контрпродуктивно и неэтично. Это приводит к увеличению краж с рабочих
мест, продаже корпоративных секретов конкурентам, саботированию работы
и пр.
Ростки новогоИсследование Фонда
КауффманаKauffman Foundation показало, что именно в эпохи кризисов,
рецессий и застоев были образованы большинство крупнейших компаний США.
Среди них, например, числятся Microsoft, Disney, McDonald's, Johnson
& Johnson, 3M, Adobe, Apple, CNN, Chevron, Exxon Mobil, Gallup,
General Electric, Hyatt, IBM, Kraft, Merck и т.д.
Рост щедростиОбщественная
организация Foundation Center проанализировала: каким образом рецессии
в экономике США отражаются на бюджетах неправительственных
некоммерческих организаций (НПО или НКО). В рамках исследования
анализировались данные с 1975 года (именно тогда Foundation Center
начал накапливать подобную информацию). Как оказалось, в периоды
рецессий объемы пожертвований не только не сокращались, но даже
несколько увеличивались. Однако после того, как экономика США выходила
из кризиса, объемы пожертвований падали (это особенно заметно в первый
посткризисный год).