Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Кого заботит судьба сирот, вдов, бедных и угнетенных? Их судьба заботит Бога... А нас?
Давайте поговорим о нашей
ответственности, как христиан, по отношению к сиротам, вдовам, бедным и
угнетенным.
Многие люди упоминают о «вдовах и сиротах», но Библия всегда говорит о
них в обратном порядке: о «сиротах и вдовах», потому что сироты -
совершенно беспомощная категория людей, в то время как вдовы - только
отчасти. Библия говорит на эту тему гораздо больше, чем большинство из
нас подозревает.
Давайте применим систематический подход к этой теме, касающейся
нашей ответственности по отношению к сиротам, вдовам, бедным и
угнетенным.
В 67-м Псалме, в 5-м
стихе о Нем говорится: "Отец тех, у кого нет отца, и защитник вдов, Бог
во святом своем жилище." (доел. перевод).
Затем в 103-м Псалме, в 6-м стихе говорится: "Господь осуществляет праведность и справедливость для всех угнетенных."
Далее в Псалме 139:13
сказано: "Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным"
Теперь давайте рассмотрим описание Божьего стандарта праведности в
течение всех основных вех развития человечества, о которых говорит
Библия, - начиная с века патриархов (имеется в виду промежуток времени
до появления закона Моисея). Речь пойдет о временах Авраама, Исаака и
Иакова, и о времени, предшествующем им.
Патриархи
Основной книгой, раскрывающей Божий стандарт праведности, является
книга Иова- захватывающая, зажигающая и бросающая вызов. В 29-й главе
книги, сам Иов описывает свою праведность. Лично мне кажется
чрезвычайно интересным и побуждающим к действию этот отрывок,
раскрывающий
отношение Иова к людям.
«Ухо, слышавшее меня, благословляло меня; око видевшее восхваляло меня,
(другими словами, люди благоволили ко мне. Почему?) потому что я спасал
вопиющего бедного человека, сироту и беспомощного. Благословение
погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. «
(Иов 29:11-13)
О ком говорит Иов? О сиротах, вдовах, бедных и угнетенных. Затем он
делает удивительное для всех, кто интересуется учением, утверждение:
«Я облекался в праведность, и справедливость моя одевала меня, как мантия и тюрбан» (Иов 29:14).
Вот в чем выражалась его
праведность: «Я был глазами слепому и ногами хромому: отцом был я для
нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я
беззаконному челюсти и из зубов его исторгал я жертву.» (Иов 29:15-17).
«Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один
ли я съедал кусок мой и не ел ли от него и сирота? « (Иов 31:16-17).
Все это Иов считал греховным: томить глаза вдовы, в одиночку съедать
свой хлеб, когда вокруг голодные. Иов сказал, что он никогда не был
повинен в чем-то подобном. А вы можете сказать то же самое?
Затем он продолжает:
Ибо с детства он (сирота) рос со мною, как с отцом, и от чрева матери
моей я руководил вдову. Если я видел кого погибающим без одежды и
бедного без покрова...» (Иов 31:18-19).
«Если я видел кого-то, нуждающегося в одежде, и ничего для него не сделал», говорит он - «это греховно».
Затем он добавляет: «Не благословляло ли меня сердце его и не был ли он согрет шерстью овец моих? « (Иов 31:20).
Иов продолжает:
« Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот
(в суде), то пусть плечо мое отпадет от спины и рука моя пусть
отломится от локтя « (Иов 31:21-22).
Закон Моисея
Давайте теперь перейдем к рассмотрению закона Моисея. Книга Левит
19:9-10 говорит о том, как нужно было заниматься сельским хозяйством:
«Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля
твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего
не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай...».
Другими словами, следовало оставлять не убранной определенную часть урожая - как зерновых, так и винограда.
Почему?
«... оставь это бедному и пришельцу. Я - Господь Бог ваш».
Это было частью закона Моисея. Всякий еврей, следовавший этому закону,
был обязан проявлять заботу о бедных и пришельцах. Это было частью
закона ведения сельского хозяйства, а евреи были сельскохозяйственным
народом.
Во Второзаконии 14:28-29 говорится о празднованиях, которые устраивались каждые три года.
Подразумевая весь израильский народ, там говорится: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведении твоих в
тот год и клади это в жилищах твоих. И пусть придет левит, ибо ему нет
части и удела с тобой, и пришелец,
и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и
насыщаются...».
Вы видите, о ком заботится Бог? О пришельце, сироте и вдове. Он вложил
это в закон. Любой израильтянин не мог следовать закону Моисея, минуя
заботу о странниках, сиротах и вдовах. И затем Бог говорит, что Он -
«Господь Бог твой». Другими словами.
Пророки
Предполагается, что нас всех должны шокировать и возмущать
идолопоклонство и прелюбодеяние. Но как обстоит дело с третьим грехом,
который Бог ставит в один ряд с идолопоклонством и прелюбодеянием?
Вот
что Он говорит о безразличии к бедным:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте
угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя 1:16-17).
Кто находится первым в Божьем списке? Сирота и вдова. Бог относит
нежелание и неспособность делать все перечисленное к той же самой
категории, что идолопоклонство и прелюбодеяние. Немного дальше, говоря
о вождях народа в те времена. Бог обращается к Израилю:
«Князья твои - законопреступники и сообщники воров. Все они любят
взятки и гоняются за подарками и наградами; не защищают сироты, и дело
вдовы не доходит до них» (Исайя 1:23).
Как видно из текста - нежелание защитить сироту относится к той же
самой категории грехов, что и идолопоклонство и прелюбодеяние.
Продолжая эту тему, давайте обратимся к 11 -и главе пророка Исайи, где содержатся пророчества об Иисусе как о Мессии.
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня
его; и будет почивать па нем Дух Господень, Дух мудрости и разума. Дух
совета и силы. Дух ведения и страха Господня. И найдет отраду в страхе
Господнем, и не будет судить в соответствии с тем, что видят глаза Его
и не будет принимать решений в соответствии с тем, что слышит, но по
праведности будет судить бедных и решать дела кротких земли по
истине...» (Исайя 11:1-4, доел. перевод)
Чья судьба заботит Иисуса? Судьба бедных, кротких. угнетенных, всех тех, к кому относятся несправедливо.
58-я глава книги Исайи является тем отрывком, который Давид Вилкерсон
называет «ключом к неугасающему пробуждению». Статистика его служения
вполне подтверждает его заявление.
«Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на
свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и
скитающихся бедных введи в дом: когда увидишь нагого, одень его и от
единокровного твоего не укрывайся» (Исайя 58: 6-7).
Далее содержится замечательное обетование:
«... Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не
укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой и исцеление твое скоро
возрастет, и праведность твоя пойдет перед тобой, и слава Господня
будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
возопишь, и Он скажет: «вот Я!» (Исайя 58:7-9).
Есть гарантия, что на твою молитву придет ответ. Но при одном условии - забота о нуждающихся людях:
«от единокровного твоего не укрывайся».
Грехи Содома
Теперь я хочу поговорить с вами о Содоме. Большинство людей думают, что
они знают, о каком конкретном грехе Содома идет речь. Речь идет о
гомосексуализме, не так ли ? Но это не тот грех, за который Бог осудил
Содом. Открытие, которое я сделал, удивило меня. 16-я глава книги
пророка Иезекииля обращена к городу Иерусалиму. В ней Иерусалим
сравнивается с Содомом. И вот что Господь говорит о Содоме:
«Вот в чем было беззаконие Содома, сестры твоей, у дочерей ее: в
гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не
поддерживала» (Иезекииль16:49).
Гомосексуализм здесь даже не упоминается. Я не говорю, что Бог
безразличен к гомосексуализму. Это далеко не так. Но основными грехами
Содома были: эгоизм, угождение плоти, развлечения и стремление быть номер один».
И
знаете, во что я верю? Это, конечно, всего лишь мое мнение, но я верю,
что такой образ жизни и такая культура всегда производят
гомосексуализм. Именно поэтому сегодня в мире так много
гомосексуалистов, потому что грехи нашего времени в точности такие же,
как грехи Содома. Давайте прочитаем о них снова:
«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в
гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не
поддерживала.»
Как вы думаете, насколько хорошо этот отрывок описывает нашу
современную культуру? Конечно, существует много замечательных
исключений, но они всего лишь исключения. Мы можем оплакивать
стремительный рост гомосексуализма, но я убежден, что гомосексуализм
всегда будет плодом подобной культуры. Гомосексуализм сам по себе не
является корнем. Настоящий корень - это эгоизм, потакание себе и
безразличие к другим.
В Новом Завете
Теперь давайте обратимся к Новому Завету, к Евангелию от Луки. И снова
хочу сказать: то, что мне открылось, настолько потрясло меня, что мне
пришлось решать для себя, что я буду с этим делать. И я все еще не
решил. Это является частью служения Иоанна Крестителя, который, как вы
знаете, был послан в качестве Предтечи, чтобы приготовить путь для
Иисуса. Смысл его служения можно выразить одним словом - покаяние. В
Евангелии от Луки Иоанн говорит следующее:
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь « (Луки 3:9)
Обратите внимание на то, что Бог требует наличия доброго плода.
Недостаточно заявлять, что вы не приносите плохого плода или не делаете
ничего дурного. Но приносите ли вы добрый плод? Потому что если вы не
приносите доброго плода, вас срубят и бросят в огонь. Также обратите
внимание, что эти слова адресованы не к проституткам или мытарям, а ко
всем. И люди услышали его послание.
«Испрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого
две одежды, тот дай неимущему, ну кого есть пища, сделай то же» (Луки
3:10-11).
Все, оказывается, совсем не трудно. Тут нужна не замысловатая теология,
а простая забота о людях, которые в вас нуждаются. Когда я прочитал
этот отрывок, то представил себе все мои костюмы и пиджаки, которые
висят в различных шкафах в разных странах. И еще я подумал, что мне не
нужно такое количество одежды. Дело не в том, что я жадный или
коллекционирую одежду Так само собой получается, потому что я живу в
разное время года в трех разных странах. Но еще я подумал, что никогда
в своей жизни я не поступал по этому слову.
Если у вас есть два пиджака, а у кого-то нет ни одного, то как вам
поступить? Отдайте такому человеку один пиджак. Если у вас есть
достаточно пищи, а у кого-то ее нет, то как вам следует поступить?
Дайте этому человеку поесть. Итак, всем нам абсолютно понятно, о чем
идет речь.
В 14-й главе Евангелия от Луки Иисус дает наставления. Его пригласили пообедать в дом фарисея.
Заканчивая трапезу, Иисус советует фарисею:
«Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови
друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей
богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен
будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение
праведных» (Луки 14:12).
Это высказывание относится ко всем христианам.
Когда вы собираетесь устроить вечеринку, то кого вы собираетесь пригласить? Своих друзей и родственников или тех, кто на
самом деле нуждается в приглашении и не может пригласить вас к себе и
отплатить вам тем же? Я хочу, чтобы вы поняли, что эта мысль
прослеживается по всей Библии. Такое отношение не просто встречается
где то в одном отрывке Писания. Я и сам удивлен, что, исследуя Библию
столько долгих лет, никогда ранее не видел этого так ясно.
Когда Господь установит Свое Царство, Он
будет судить народы и разделит их на две категории:
овец и козлов. Овцы будут стоять по правую руку, а козлы - по левую. Он
пригласит овец в Свое Царство, а козлы будут полностью Им отвергнуты.
Он произнесет над козлиными народами одни из самых ужасных слов,
когда-либо сходивших с Его уст: «Тогда скажет и тем, которые по левую
сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу
и ангелам его...» (Матфея 25:41).
Как ужасно услышать такие слова из уст Господа!
Затем Иисус объясняет им причину их осуждения:
«...ибо голодал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
бы я странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в
темнице, и не посетили Меня. Тогда и они взовут: Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим,
или больным, или в темнице, и не помогли Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали
этого одному из сих меньших, то не сделали Мне » (Матфея 25:42-45).
Запомните: мы можем попасть под вечное осуждение зато, чего не сделали,
а не зато, что сделали. Бог не осудил их за то, что они совершили. Они
были осуждены за то, чего они не сделали. Это очень серьезное
утверждение.
Лично я считаю, что мы - представители современной западной
(христианизированной) культуры, все без исключения будем судимы не за
то, что мы сделали, а за то, чего не сделали. Мы будем судимы не
столько за содеянные грехи, хотя и содеянные грехи будут частью суда,
сколько за то благо, которого мы не сделали. Нигде в Библии я не
встречал более ужасных слов, чем эти: «Так как вы не сделали... идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Итог вышесказанному и учению Нового Завета подводится в нескольких стихах из Послания к Иакову:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом есть то, чтобы
заботиться о сиротах и вдовах в их скорбях и хранить себя
неоскверненным от мира» (Иакова 1:27).
За долгие годы я слышал очень
много проповедей, но я никогда не слышал проповеди на тему нашей
ответственности по отношению к сиротам и вдовам. Никогда такого не
было, хотя я слушал на самом деле превосходные проповеди своего
времени. А ведь Иаков говорит, что именно это и является чистым и
непорочным благочестием перед Богом.
Негативная сторона этого стиха заключена в словах:
«храните себя неоскверненным от мира», но положительный аспект:
«забота о сиротах и вдовах» - предшествует им. Живете ли вы такого
рода благочестием? Если нет, то кто освободил вас от этой
ответственности? Кто решил, что вы можете не принимать в этом участия?
Сам я могу сказать одно: это слово относится ко мне.
Общие обетования и предостережения
Теперь давайте рассмотрим несколько общих утверждений, в основном из книги Притчей.
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19:17).
Итак, когда вы даете бедному, то вы даете взаймы Господу. Одно можно
сказать наверняка: Господь всегда выплачивает Свои долги. Он никогда не
остается должным. Остановитесь и задайте себе вопрос: «Сколько же вы
дали?» Вы даете десятину. Это замечательно, но это только начало. Очень
важное начало, недалеко не все.
Мне доставляют радость мысли о том, что я раздал нищим. Я не претендую
на то, чтобы считать себя великим даятелем, но я радуюсь тому, что
Господь мне отплатит. Я уповаю на Него. Я давал взаймы людям, которые
так и не вернули то, что я им занимал. Если с вами произошло нечто
подобное, то Сам Господь будет той Личностью, которая расплатится с
вами. Вот вам совет: никогда не занимайте членам вашей семьи, а просто
давайте.
В 31-й главе книги Притчей описывается превосходная жена и достойная подражания мать:
«Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Притчи 31:20).
Дорогие замужние женщины! Можно ли и о вас сказать эти слова? Почему
«нет»? Разве это слово не относится к вам? Вы сами должны дать ответ, а
не я.
В книге Притчей есть два предостережения:
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - и не будет услышан « (Притчи 21:13).
Может быть, наша глухота к воплям бедных и является той причиной, из-за
которой некоторые из наших молитв остаются без ответа? Если мы не
слышим вопля бедных, то Бог не услышит и нашего вопля.
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28:27).
Для тех, кто знаком с жизнью Ближнего Востока, эти слова, вне всяких
сомнений, покажутся правдой. Если бы нищий на Ближнем Востоке протянул
к вам руку, а вы бы ничего ему не дали, то он последовал бы за вами по
улице, проклиная. Такие проклятия обладают определенной силой, это - не
просто слова.
Моя первая жена прожила долгое время среди жителей Иерусалима, в
основном общаясь с ними на арабском языке. Как-то раз она пошла в один
магазин в Старом городе, где ей встретился человек, который хотел ей
продать то, что для нее показалось слишком дорогостоящим. Она
отказалась купить ту вещь. Она рассказывала, что когда она пошла вниз
по улице, то споткнулась и чуть не упала. В тот момент она поняла, что
торговец наложил на нее проклятие. Поверьте мне, дорогие братья и
сестры, не стоит себя подвергать риску на Ближнем Востоке, если вы не
понимаете силу благословений и проклятий, потому что они обладают
могущественной силой.
Одно завершающее описание «нормального» харизматического служения
приводится в 6-й главе книги пророка Амоса. Главная тема, которой
посвящена книга этого пророка, - несправедливость и эгоизм. Именно по
этой причине целый народ был изгнан из Божьего присутствия.
«Горе вам, которые день бедствия считаете далеким и приближаете
торжество насилия, горе вам, которые лежите на ложах из слоновой кости
и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с
тучного пастбища, поете под звуки гуслей. думая, что владеете
музыкальным орудием, как Давид,
пьете из чаги вино, мажетесь наилучшими благовониями, и не переживаете
о бедствии
Иосифа!» (Амос 6:3-6, доел. перевод).
Разве это- описание не напоминает вам харизматическое служение? Мы
замечательно проводим время. Там много музыки, мы кушаем и все очень
счастливы. Но при этом нам дела нет до тех людей, у которых ничего нет.
Я не говорю о всех, но это касается многих. И я говорю это не для того,
чтобы осудить вас, но чтобы благословение Господа было на вас и на
вашей стране, если вы на самом деле хотите этого. Но вам придется
кое-то предпринять по этому поводу.
«Я буду искать.справедливости и вдохновлять угнетенных. Я буду
вступаться за сироту и защищать вдову « (Исайя 1:17. доел. перевод).
|