Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Библия говорит нам, что Бог знает людей «по существу». Никакие одеяния ничего не меняют в Его отношении к людям...
За
последние годы у многих людей сложилось вполне определенное
представление о православных христианах и Православии. Это отношение
можно выразить такими словами как зашоренность, косность, архаичность,
несвобода.
Иными словами для многих Православие - это пережиток
прошлого. Оставим вероучительную и нравственную сторону, тут не все так
просто. Что касается внешнего облика, стиля одежды, норм поведения,
здесь недоумение в адрес некоторых православных христиан звучат вполне
оправданно.
Непривлекательная, порой несуразная одежда темных,
мрачных тонов, неопрятность, иногда вплоть до пренебрежительного
отношения к личной гигиене - все это видят и замечают окружающие люди.
Неудивительно, что у многих сложилось мнение - это Православие
предписывает христианам такое нарочитое противопоставление окружающей
культуре, а также «несовременный», мягко говоря, стиль одежды. Попробую
представить мои соображения на эту тему.
О Православии и культуре
В
истории Христианства был период, когда вопрос об отношении к окружающей
культуре стоял очень остро. Это время первых двух столетий после смерти
и воскресения Христа. Христианство пришло в Римскую империю из
иудейских общин, которым было свойственно достаточно жесткое
противопоставление себя окружающему миру и культуре. Четкая
национальная принадлежность, веками отточенный быт, культура поведения
и одежды были свойственны Иудаизму тех времен. Еще апостолы
сталкивались с проблемой неприятия их своими единоплеменниками за
«либеральность» в отношениях с язычниками и греко-римской культурой.
В
конечном итоге Христианство оказалось на перепутье, встал вопрос о
выборе одного из двух путей. Первый - создание своей специфической
культуры, создание своего «оазиса». Это путь пренебрежения, отторжения
того мира, что окружал христиан, того мира, где они жили, но с которым
не хотели иметь ничего общего. Многие в те времена предлагали идти этим
путем, предлагали отречься не только от идолов, но и от всего, что было
прежде: от государства до семейной жизни.
Но были и другие. Они
призывали по возможности осмыслить, принять и обогатить опытом Христианства все хорошее, доброе в окружающем мире. Нет нужды создавать
свое «гетто», нет нужды тратить силы на войну с миром, на оборону.
Нужно внимательно изучить мир и найти в культуре, в быте, даже в
религиозных обрядах то, что созвучно Христианству, через что можно
выразить евангельскую весть и прославить миссию Христа.
По сути, второй
путь можно представить таким образом. Христианство призвано быть
дрожжами, которые переквашивают уже имеющиеся воду и муку и образуют
нечто самостоятельное, самобытное - «живое» тесто. Время показало, что Христианство пошло этим вторым путем. Оно сумело не только поставить
себе на службу все хорошее, что могла дать греко-римская цивилизация,
но и построить на этом основании величественное здание христианской
европейской и русской культуры.
О христианском отношении к одежде
Библия
говорит нам, что Бог знает людей «по существу». Никакие одеяния ничего
не меняют в Его отношении к людям. Но человеческое общение строится по
другим законам, в их основе лежит невозможность полностью понять
другого человека, тайна недопонимания. Поэтому одежда для людей всегда
знак, возможность узнать о другом что-то, еще до того как этот другой
заговорит.
Люди с христианской точки зрения - сложные существа.
Тело для христиан не менее значимо, чем душа. Внешний вид совершенно
справедливо играет огромную роль в общении и понимании между людьми.
Поэтому Христианство никогда не призывало к пренебрежению своей
внешностью и телесным здоровьем, оно лишь призывало оценивать их с
евангельской точки зрения.
Известный христианский писатель
второго века Климент Александрийский блестяще знал и литературу, и
искусство, и обычаи своего времени и поучал христиан следовать лучшим
примерам. Климент находил в античной поэзии примеры нравственного и
даже жертвенного поведения и говорил, что если язычники способны так
жить, то христиане должны жить лучше. «У язычников нет примера Христа, -
напоминал он, - и им многое простительно, но мы верим, что спасены
Господом, и поэтому призваны к совершенству».
Климент
Александрийский приводил читателям описания одежды и ссылался на лучшие
образцы своего времени, которые не противоречили христианской
нравственности. Он призывал христиан следовать этим образцам и даже
улучшить их, чтобы и через это проставлять миссию Христа. Например, он
предлагал ходить только в светлой или в белой одежде, отказавшись от
ярких и расписных тканей (как, впрочем, и мрачных и унылых).
Климент
Александрийский много писал об украшениях, прическах и даже о перстнях.
В те времена перстни носили практическую функцию, это были печати,
которые ставили вместо подписи. Не отвергая перстней, Климент обращал
внимание на изображенные символы и призывал отказаться от недостойных
христианина изображений: оружия, обнаженных тел, кубков с вином. Взамен
он предлагал, к примеру, символ рыбы, поскольку в греческом языке
написание слова «рыба» совпадает с первыми буквами фразы: «Иисус
Христос».
На всем протяжении истории Церкви последователи
Христа в своем отношении к одежде исходят из двух критериев:
нравственного и эстетического. В остальном все отдается местным
традициям.
Нравственность, понятно, определяется евангельскими
нормами, главная из которых - «не соблазни». Соблазнить можно многим:
не только чрезмерной откровенностью одежды, слишком богатым убранством,
но и нарочитой лицемерной «скромностью» или даже неряшливостью тоже.
Одеваться, видимо, надо так, чтобы соответствовать своему человеческому
достоинству и положению в обществе.
Эстетическая оценка,
понятно, проистекает из общих принципов красоты той культуры и
местности, где жили или живут конкретные христиане. Последователи
Христа в былые времена стремились во всем показать пример, во всем быть
достойными звания христиан. Они считали, что призваны жить в
обществе так, чтобы окружающие о них говорили с удивлением: «Как они умеют
так дружить, любить, работать, воспитывать детей, платить налоги и даже
одеваться? Все, что они делают, - это прекрасно и достойно подражания!».
Почему у христиан нет «православной моды»?
За
двадцать постсоветских лет успело сложиться такое понятие, как
«православная мода». Оно вполне приемлемо для обозначения того
направления, в рамках которого энтузиасты стараются возродить
традиционные для Руси формы одежды в сочетании с требованиями
настоящего времени. Всем понятно, что Христианство тут собственно ни
при чем и основное значение здесь принадлежит дореволюционной русской
традиции. Тем не менее, для многих верующих людей, в том числе и
бизнесменов, именно этот стиль одежды стал компромиссом между заповедью
«не соблазни», эстетикой и современностью. И порой получаются
действительно очень интересные и красивые вещи. Но все же это явление
вряд ли сможет стать сколь-нибудь масштабным. Массовое производство
такой одежды в обозримом будущем православным явно не грозит, а шить
самостоятельно мало кто готов. Но это не главное.
Основных причин невозможности полноценного существования «православной моды» в ближайшем будущем я вижу две.
Во-первых,
многие православные христиане в постсоветской России до сих пор
сторонятся культуры (не только современной, но и классической), как бы
боятся ее, противопоставляют ей своего рода бескультурье.
Хрестоматийная православная фраза 90-х и начала 2000-х: «Нам не надо
душевности, у нас есть духовность» (под духовностью понимается
исключительно общение с Богом). Таким образом, в наши дни возродилось
отвергнутое первыми христианами неприятие окружающего мира, презрение к
нему. Православие для многих стало как бы формой социального протеста
по отношению к все нарастающей греховности и развращенности
постсоветского российского общества. Безусловно, для такого подхода
есть множество серьезных причин, но на практике нередко это принимает
карикатурные, вычурные, нелепые формы.
Во-вторых, в России
сложилось своеобразное отношение современных православных к вопросу
половых отношений. А ведь именно этот вопрос является одним из ключевых
для моды. Любые сексуальные отношения воспринимаются как грех, разве
что в браке они законны, а вне брака - нет.
Несмотря на сказанное выше,
я, пожалуй, выражу надежду, что со временем «православная мода» может
стать на ноги. Во-первых, для этого нет никаких канонических
(дисциплинарных) и вероучительных препятствий. Во-вторых, опыт
мусульман показывает, что религиозные люди могут одеваться современно,
красиво, стильно, вполне соответствуя своим религиозным предписаниям и
традициям.
|