Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В странах с монархической формой правления заранее
известно, кто унаследует трон после смерти короля. В спорте это
неизвестно, но, как правило, королей кортов, газонов, рингов и шахмат
сменяют, когда те еще живы и относительно молоды. Что до королей
эстрадных жанров, то они остаются королями, даже если не выступают
годами или покидают мир. После их смерти, объявляя миллионам «Король
умер!», уже не добавляют: «Да здравствует король!».
У них нет ни преемников, ни наследников. Титул,
присвоенный фанатами, критиками и журналистами, после смерти кумира
не оспаривают. Королем рок-н-ролла навсегда остался Элвис Пресли.
Королем рока – Фредди Меркьюри. Королем поп-музыки останется Майкл
Джексон. Каждый в свое время был наиболее популярным среди живых.
Каждый был в значительной степени основателем и законодателем. Манере
каждого подражали сотни.
В музыке достаточно ранних смертей. Достаточно
примеров того, как преждевременный уход делает популярным на долгие
годы. Слава эстрадных королей мирового масштаба, а почти все они,
за исключением, пожалуй, Фрэнка Синатры, умерли рано, никак не связана
с их кончиной или гибелью. Nirvana стала легендой именно после
самоубийства Курта Кобейна. Но чтобы уже распавшаяся The Beatles
навсегда осталась величайшей группой в истории, вовсе не требовалась
гибель Джона Леннона.
Образ, созданный молодым Элвисом Пресли, и песни,
которые он записал в период расцвета, оставались знаменитыми, когда же он уже не соответствовал известному образу, а его творчество
находилось в упадке. К моменту смерти он давно был легендой. 16 августа
1977 года, когда сотни тысяч американцев со слезами на глазах сообщали
друг другу: «Король умер», уточнять, какой король, было не нужно.
Фредди Меркьюри ушел из жизни в зените славы,
но не из-за его смерти песня «We are the champions» – самая узнаваемая
в мире. То, что она стала неофициальным гимном победителей футбольных
чемпионатов – вовсе не дань памяти. И композиция «Bohemian Rhapsody»
была названа «песнью тысячелетия» лишь потому, что этого заслуживает.
Король Фредди
Майкл Джексон оставался королем поп-музыки в XXI
веке, несмотря на то, что его последний хит («Black or White») был
создан в самом начале далеких 90-х, а предшествовавшие его смерти 10
лет он практически не выступал. Все дело в 750 млн проданных пластинок
и 19 «Грэмми». Точнее – в песнях и исполнительском образе, которые
стоят за этими цифрами.
Короли отличаются от обычных звезд не только тем,
что им не нужно о себе напоминать. Примечательно то, что они популярны
как раз вопреки скандальным подробностям, а не благодаря им. Пресли
в последние годы жизни позволял себе эксцентричные выходки. Впадал во
все большую зависимость от разных препаратов. Стрелял из пистолета
в телевизор, если ему не нравилось, что там показывают. Все это
не требовалось его славе. Это было уже его горем.
Майкл Джексон стал королем поп-музыки, благодаря
уникальным пластичности, подвижности, вокалу и чувству ритма. Этими
качествами афроамериканцы в основной своей массе наделены гораздо
лучше, чем европейцы, а в Джексоне они сочетались особенно удачно.
Никому бы и в голову не пришло, что будь он «белым», он мог бы достичь
большего – скорее наоборот. Тем не менее, он делал пластические
операции, изменившие его внешность до неузнаваемости и в итоге
погубившие его.
То, что в начале 80-х Майкл Джексон стал белеть, он
объяснял редкой формой болезни витилиго, опровергая слухи об
операциях. Как правило, при витилиго отсутствие пигментации проявляется
розовыми пятнами. Лицо короля поп-музыки равномерно и полностью
выцветало. Сначала – до светло смуглого, а затем – до абсолютно белого.
К тому же певец постоянно прибегал к пластике носа. Все это
не требовалось его фанатам. Что до скандалов, связанных с растлением
малолетних, то они предпочитали и вовсе об этом не слышать.
К моменту смерти короли эстрады могут очень долго
не фигурировать в новостях, но видно, что для сотен тысяч поклонников,
которые приходят с цветами и открытками к их домам, они по-прежнему
очень значимы. Кумиры дороги им как собственное прошлое – как те годы,
когда они ждали новых пластинок и загодя раскупали билеты на концерт.
Возможно, кому-то, на чью молодость пришелся расцвет Джексона,
казалось, что пока он выступает, их молодость продолжается. Иные
искренне жили его творчеством, и теперь им не хочется верить, что
кумира нет.
«Я не верю!», – самая распространенная реакция под
новостями о кончине 50-летнего певца. Для большинства эта фраза – дань
риторике и средство выразительности, но наверняка найдутся те,
у которых неверие будет маниакальным. На свете нашлось немало чудаков,
уверенных, что Элвис Пресли не умер в 1977 году. Его прах даже пришлось
перенести с кладбища на территорию закрытой усадьбы – могилу пытались
вскрыть, чтобы проверить, на самом ли деле короля похоронили.
Сейчас ворота усадьбы Майкла Джексона «Неверлэнд»
напоминают въезд в усадьбу Элвиса Пресли «Грейсленд» в августе 1977
и тротуар перед оградой лондонского дома Garden Lodge, где в ноябре
1991 года умер Фредди Меркьюри. Теперь поместье короля поп-музыки, как
и резиденции уже почивших эстрадных королей, станет местом
паломничества со всего мира.
Тротуар у Garden Lodge все время густо разрисован
и расписан фанатами Queen, несмотря на то, что его постоянно очищают.
«Грейсленд» посещают 600 тыс. человек в год. Это второе
по популярности в США место после Белого Дома. Возможно, третье
по популярности место определилось сегодня. По крайней мере,
на ближайшие несколько лет.
|