Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Мы с рождения слышим мрачные предупреждения о грядущем дефиците нефти,
но на сей раз пресловутый волк, похоже, действительно подкрадывается к
нам. В большинстве комментариев по поводу повышения цен на бензин до 2
долларов внимание сосредоточивается на проблемах с перерабатывающими
мощностями в США и началом сезона отпусков, однако на деле ситуация,
возможно, складывается куда драматичнее. Общемировая добыча нефти может
в любой момент начать падение, что приведет к резкому росту цен на
'черное золото' и параличу глобальной экономики.
Благосостояние
США создавалось на основе дешевой нефти: до 1960-х гг. она стоила 2-3
доллара за баррель. Еще в 1994 г. цена барреля нефти составляла 13
долларов. Сейчас (в 2004 г.) после недавней вспышки террора в
Саудовской Аравии, она подскочила до 42 долларов.
Нефть жизненно
необходима для работы транспорта, промышленности, сельского хозяйства и
др. - это относится к любой стране, независимо от экономического строя.
По мере того, как все больше государств берет на вооружение западную
модель индустриализации и потребления, общемировой спрос на это сырье
увеличивается. Китай только что потеснил Японию, и занял второе место в
мире по объему потребления нефти.
В новостях, однако, редко
упоминается о том, что нефтедобывающие страны с большим трудом
удовлетворяют этот повысившийся спрос. Через несколько месяцев, когда
Саудовская Аравия повысит объем добычи до максимума, избыточных
мощностей в этой сфере в мире просто не останется. Каждому, кто изучал
основы экономической науки, известно: если спрос превышает предложение,
цены начинают расти. Если же такой дефицит приобретает постоянный
характер, то и цены остаются устойчиво высокими. В нефтедобыче этот
исторический момент называется 'пиком Хабберта'. В 1956 г. геолог М.
Кинг Хабберт (M. King Hubbert) спрогнозировал: в США нефтедобыча
достигнет максимального объема к 1970-м гг., после чего начнется ее
сокращение. Тогда ему почти никто не поверил, но Хабберт оказался прав.
Именно
поэтому США импортируют все большую долю потребляемой нефти; сейчас она
составляет 55%. В сутки Америке требуется 20 миллионов баррелей
'черного золота' - это четверть общемирового спроса. Данным фактом,
возможно объясняется и масштабное военное присутствие США в районе
Персидского залива - ведь там находится до 65% общемировых разведанных
запасов нефти.
Применив математические модели Хабберта, авторы
одного исследования рассчитали: пик общемировой нефтедобычи придется на
2004 г. Другие ученые называют 2008 г. Можно сформулировать проблему и
по другому: из 2 триллионов нефти, что хранили в себе земные недра,
половина уже выкачана.
Конкурентная борьба за оставшиеся
нефтяные ресурсы будет жестокой. В ходе последней мировой войны именно
нефтяные месторождения были той стратегической целью, что побудила
Германию напасть на Россию, а Японию - на Соединенные Штаты.
При
полном объеме добычи Саудовская Аравия будет выкачивать из скважин 9
миллионов баррелей в сутки. Ирак, уступающий по запасам 'черного
золота' только Саудовской Аравии, добывает всего 2 миллиона баррелей в
сутки - меньше, чем Венесуэла.
Президент Джордж У. Буш и
вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) - бывшие нефтяники. Их усилия по
'экспорту демократии' в Ираке прямо пропорциональны стремлению к
эксплуатации нефтяных ресурсов этой страны. Они также хотят увеличить
предложение этого сырья за счет развития морской нефтедобычи и освоения
месторождений на Аляске. Один республиканец предлагает даже отменить
законы штатов по защите окружающей среды, чтобы облегчить развитие
нефтепереработки. Внутренняя энергетическая политика также будет
ужесточаться.
Никакой технической 'панацеи' для решения этой
проблемы пока не изобретено. Но когда цены на бензин подскочат
достаточно сильно, - например, до 5 долларов - мы все волей неволей
станем сторонниками энергосбережения.
* * *
Комментарии к
текущему моменту: завеса секретности, традиционно окружающая нефтяную
отрасль, не позволяет дать точного ответа, но не исключено, что пик
нефтедобычи мы прошли в 2005 г. Многие экономисты считают, что именно в
результате этого цена нефти прошлым летом достигла 140 долларов за
баррель, что и спровоцировало общемировую рецессию. Так что
наслаждайтесь сегодняшними низкими ценами на бензин (2,5 доллара), пока
можно - они продержатся недолго.
Американцы настолько любят свои
машины, что готовы пожертвовать практически чем угодно, лишь бы не
отказываться от 'железного коня'. Когда цены на бензин достигнут
неприемлемого уровня, например 10 долларов, и бывшему 'среднему классу'
он станет не по карману, взаимосвязь между нефтью и войной приобретет
хаотический характер.
Независимо от того, кого мы изберем в
президенты и в Конгресс, армия США будет оккупировать Персидский залив
до тех пор, пока там будет оставаться нефть, или до тех пор, пока мы
будем в состоянии нести расходы, связанные с такой оккупацией.
Но
рано или поздно американцам придется горько пожалеть о тех деньгах, что
были потрачены на расширение пригородов и строительство автострад в
послевоенные годы - станет ясно, что они выброшены на ветер.
Коммерческие авиаперевозки также обречены.
Американскому
государству следует немедленно вложить максимально возможные средства в
совершенствование речного и железнодорожного транспорта (буксиры и
локомотивы при необходимости могут работать на угле или дровах).
|