Газета
«Наш Мир»Мы живем в глобализованном мире, где товары, услуги, капиталы и люди
появляются и исчезают. Мы носим одежду китайского производства, едим
суши, занимаемся йогой, водим корейские автомобили ... и довольны.
Однако глобализация не является изобретением века информации и новых
технологий. Глобализация идет с давних-давних времен. По словам
ирландского исследователя Кевина О'Рурка (Kevin O'Rourke), автора книги
'Власть и богатство' (Power and plenty), необходимо вернуться на тысячу
лет назад и найти семена глобальной экономики. Речь идет о легендарном
Шелковом Пути, о котором так здорово писал
Марко Поло.
Шелковый Путь - обширная сеть торговых маршрутов, связывавших Китай с
Европой, что вело к обмену не только товарами, но и технологиями,
идеями и религиями. Деловые связи между Востоком и Западом ширились, но
особенно это было выгодно для исламского региона Средней Азии, который
соединял два конца мира. Местные торговцы воспользовались своим
привилегированным положением и стали необходимыми посредниками. В
пятнадцатом веке значение Шелкового пути пошло на спад из-за увеличения
судоходства и открытия Нового Света.
Пятьсот лет спустя, страны
Средней Азии вновь монополизировали международную повестку дня, но с
одним небольшим отличием: драгоценные шелка сменились на не менее
ценное углеводородное сырье. В 1991 году Казахстан, Кыргызстан,
Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан вышли из Советского Союза, и
начался медленный процесс национального восстановления. У каждого
по-своему, но все время с оглядкой на своего бывшего наставника.
По геополитическим
причинам, пять республик Средней Азии играют стратегическую роль в
глобальном балансе сил, тем более, что они являются соседями таких
вспыльчивых стран, как Иран и Афганистан. Одно из этих государств -
Казахстан, огромная страна (в пять с половиной раза больше площади
Испании, в которой лишь 16 млн. жителей), которая по запасам
углеводородов занимает второе место в мире, а также имеет в своих
недрах металлы всей таблицы Менделеева.
Но что же происходит в Казахстане ... Как объяснить, что менее чем
через 20 лет, которые страна провела в постсоветской нищете, она заняла
36 место в рейтинге мировой конкурентоспособности
МВФ,
опубликованном только две недели назад? (Кстати, среди 57 стран,
упомянутых там, Испания соскользнула с 33-го на 39-ое место.)
Ответ дает
Григорий Марченко,
президент Национального банка Казахстана, прибывший в Барселону для
участия в конференции 'Азиатский Дом', посвященной роли этого региона в
двадцать первом веке. "Экономические реформы, проведенные в девяностые
годы, и высокие цены на нефть стали причиной роста нашей экономики. В
период 2000-2007 у нас был ежегодный прирост экономики на 10%, в 2008
году он упал до 3,3%, а в 2009 году мы ожидаем рост в пределах от 0% до
1%. Это хороший прогноз с учетом того, что в настоящее время есть много
стран с отрицательным ростом".
Девальвация национальной валюты
в феврале, контроль инфляции (за год сокращение с 20% до 8,4%), и
собственные резервы страны (свыше 43 млрд. долларов США) подкрепляют
оптимизм Марченко, несмотря на глобальный кризис, который все-таки
оказывает влияние на простых казахов. "Наш прогноз - это рост от 3% до
5% в среднесрочной перспективе. Кроме того, у нас много иностранных
инвестиций, в основном из США, Нидерландов и Соединенного Королевства,
Китая, России и Южной Кореи. Мы хотели бы привлечь больше инвестиций
Испании, на которую, так исторически сложилась, смотрит вся Латинская
Америка, а у нас есть проекты с компаниями
Repsol и Talgo e Indra.
Недостаточная инфраструктура является одной из сохраняющихся проблем Казахстана.
Всемирный банк
предоставил кредит в размере 3 миллиардов долларов для строительства
автодороги, которая соединит Китай и Европу через Россию и казахские
степи. Также разрабатывается проект прямого железнодорожного сообщения
и судоходные маршруты. Будет ли это в двадцать первом веке неким
вариантом Шелкового пути? "Я думаю, это будет непросто, - объясняет
Марченко. - В Средней Азии, каждая республика играет в соответствии со
своими собственными интересами, существует сильное соперничество. И до
тех пор, пока мы не введем в действие автотрассу и железную дорогу, мы
не можем говорить о новом шелковом пути".