Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В
этом мире во все времена в наиболее успешных проектах сотрудничества
стран, народов и культур экономика и экономические интересы шли впереди
политических. То есть, возможность построить взаимовыгодные отношения,
наладить торговлю, обмен товарами и услугами для людей оказывались
важнее политических разногласий. Отсюда, если мусульмане стремятся
развивать и продвигать Ислам в немусульманской среде, им следует это
делать с очень большим упором на экономику, финансы и бизнес.
Экономический язык
Когда мы говорим о том, что для экономики и торговли не существует
политических и идеологических границ и разногласий, это касается также
и Ислама. Несмотря на идеологические разногласия с неверующими,
мусульманам дозволяется вести с ними торговлю, заключать экономические
договора, выстраивать коммерческие взаимоотношения. Кроме того,
конечно, что определенно запрещено Шариатом – торговля спиртным,
наркопродукцией, порнографией, оружием в период войны и т. д.
Даже на примере современных отношений России с иными странами мы можем
заметить, что экономические интересы почти всегда оказываются прочнее
политических и даже военных. Например, несмотря на все разногласия
Евросоюза и России по политике в Чечне, в области прав человека,
несмотря на все разногласия арабских стран с Кремлем по поводу
российских отношений с «Израилем», несмотря на всю истерику самого
«Израиля» по поводу контактов Москвы с ХАМАС, экономические отношения
РФ и всех этих стран развиваются достаточно динамично.
То есть экономика и экономические интересы – это тот универсальный
язык, который понятен и близок всем, вне зависимости от идеологических
и политических пристрастий, и вне зависимости от взаимных претензий
друг другу. Отсюда, если две страны и два народа стремятся укрепить
свои отношения, наиболее эффективно и гарантированно прочно это можно
сделать именно на основе взаимных экономических интересов, через
развитие торговли и бизнес-сотрудничества.
Выгодный Шариат
Нам, мусульманам, стоит обратить внимание на такое явление. Практически
все западные страны жестко выступают против Шариата, как против
«средневековой» правовой системы, якобы нарушающей права женщины и
ущемляющей т.н. сексуальные меньшинства. Но те же самые западные страны
готовы забыть обо всех своих претензиях к Шариату, если дело касается
возможности заработать большие деньги.
К примеру, никого на Западе не беспокоит то, что в Саудовской Аравии и
странах Персидского Залива реализуются нормы Шариата, когда дело
касается миллиардных контрактов на нефть и газ. То же самое касается и,
казалось бы, наиболее ненавидимого Западом движения «Талибан». Хиллари
Клинтон в бытность свою сенатором и еще до атак 11 сентября утверждала,
что, если с талибами можно построить выгодные для США экономические
отношения, то Белый Дом даже не против введения в Афганистане самой
жесткой шариатской системы.
Не является исключением и Россия. Несмотря на все претензии Кремля к
странам Аравийского полуострова в финансировании сепаратистов в Чечне и
распространении на территории нашей страны «нетрадиционного Ислама»,
именно с этими странами у Москвы сегодня самые крепкие и многообещающие
экономические взаимоотношения. Таков закон рынка – когда звонкая монета
ласкает слух, политические и идеологические распри стихают.
Экономическое проникновение
Следующими выводами, которые можно сделать из законов экономических
взаимоотношений, является то, что, во-первых, для капиталов нет границ,
и во-вторых, вслед за капиталом всегда идет идеология и набор
ценностей. То есть, даже в самые закрытые для въезда иностранцев и для
проникновения новых идей страны с легкостью проникает капитал. К
примеру, несмотря на железный занавес, которым был огражден СССР от
остального мира, несмотря на блокирование либеральных идей в советском
обществе, западный капитал проникал на советский рынок и постепенно
осваивал его.
Советский Союз строил советский автопром с привлечением итальянских
инвестиций, осваивал космос в сотрудничестве с американцами, немецкие и
финские товары осваивали советские рынки. А после развала Союза именно
поток западных товаров быстрее всего начал захватывать рынки
пост-советских стран. То же самое с Китаем – первой западной
структурой, попавшей за китайский железный занавес, была компания
«Coca-Cola».
Второй момент заключается в том, что вслед за проникновением капитала и
товаров на новые рынки и в новые страны, вслед за ним всегда идет
определенный набор ценностей и идеология. К примеру, вслед за западными
товарами в страны бывшего Союза широкой волной пришли ценности
либерального, потребительского общества. Ведь «Coca-Cola» продавала в
России не только газировку, она продавала здесь определенный образ
жизни, приучала к нему молодежь и прививала ей ценности отвязного,
свободного от любых ограничений поведения.
Идеологическая нагрузка бизнеса
Таким образом, мусульмане должны понимать, что если они хотят, чтобы в
России в наиболее безболезненной форме распространялись исламские
ценности и идеология, в нашу страну сначала должен прийти исламский
капитал и исламский бизнес. То есть, если в Россию придут большие
деньги и контракты из мусульманских стран, если сами российские
мусульмане будут развивать успешный бизнес, то вслед за ним в нашей
стране будут постепенно распространяться и исламские ценности и
исламская культура.
Естественно, конечно, это возможно, только если мусульманские
бизнесмены будут сами соблюдать все нормы своей религии. Т. е. они
дадут пример успешного и здорового образа жизни. В противном случае,
всю идею легко дискредитировать.
Ярким свидетельством и убедительным подтверждением тому является
распространение в России симпатий и интереса к японской культуре,
истории и системе ценностей, благодаря умелой и эффективной раскрутке
бизнеса суши-баров. Нельзя сказать, что каждый суши-бар или ресторан в
Москве построен на японские деньги и с участием японцев. Скорее сами
россияне ринулись вкладывать свои деньги в модный бизнес. Но сам этот
бизнес был таков, что его развитие непременно сопровождалось
продвижением в общество определенных элементов японской культуры.
То есть, бизнес суши изначально предполагал продвижение в среде
потребителей определенной, экзотической для россиян культуры питания,
потребления и связанного с ними определенного набора ценностей. Таким
образом, в России, наряду с суши-кухней, продвигался целый комплекс
услуг – питание, обслуживание, японская традиционная символика, музыка,
элементы культуры личностных взаимоотношений и т. д.
Конечно, мода на суши, как и все остальные поветрия, со временем уйдут.
Но мусульмане должны сделать для себя из опыта развития суши-бизнеса
очень важный вывод.
|
Бизнес-дополнение к призыву
Общество потребления с большим интересом и готовностью усваивает целые
пласты из иной культуры, истории, набора ценностей и даже идеологии,
если они упакованы в привлекательный бренд и продвигаются на рынке по
законам коммерческой рекламы. Таким образом, мусульманам стоило бы
также создать на российском рынке привлекательный бренд, увязанный на
исламскую кухню, культуру, историю и определенный набор ценностей и
правил взаимоотношений.
В этом случае популяризировать образ Ислама, пробудить интерес к Исламу
в широких слоях можно было бы с большим успехом. Не говоря уже о том,
чтобы начать зарабатывать на этом весьма неплохие деньги.
Конечно, никто не говорит о том, что подобные методы могут заменить
полноценный призыв, передачу полноценных представлений об Исламе,
исламском вероубеждении, воспитание крепких верой и духом мусульман. Но
подобные эффективные технологии пробуждения интереса к Исламу через
экономические и потребительские каналы могли бы стать очень серьезным
подспорьем в деле борьбы с исламофобией, пробуждения первоначального
интереса к Исламу, создания привлекательного имиджа мусульман и
установления прочных экономических связей в тех обществах, к которым
обращен призыв мусульман.
Ведь вслед за исламскими банками в Россию непременно придут уважение и
симпатии к праведности и честности мусульман в финансовых делах, а
вслед за исламскими коммерческими брендами, ресторанами, бутиками,
клубами, музыкой, литературой придут и отсутствие страха, симпатии и
интерес к самому Исламу.
|