Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с
лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается
черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или
верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не
прониклись религиозностью, в большинстве своем не знают даже основ
вероучения. Таков общий вывод по результатам исследования "Религия и
религиозность в России", проведенного Левада-Центром в феврале
нынешнего года и представленного широкой публике 25 июня на конференции
социологов религии в Берлине. Всего были опрошены 1600 человек,
представляющих собой точную модель населения России в миниатюре.
Заказчиком исследования выступила католическая организация "Реновабис".
В целом результаты опроса могут развеять многолетние опасения
руководства Русской Православной Церкви – 72,6% опрошенных назвали себя
православными, атеистами обозначили себя лишь 7,3%. К какой-либо другой
ветви христианства (в том числе к католицизму) причислили себя всего
1,2%, к исламу, буддизму и иудаизму – 6,3% участников исследования. Однако
не все так радужно для РПЦ, если присмотреться к ответам на
основополагающие вопросы. Оказывается, лишь 42% православных
безоговорочно верят в Бога. Остальные либо сомневаются в его
существовании, либо признают некую высшую силу. У 12% православных дети
не крещены. Лишь 3% ходят в Церковь каждую неделю или чаще, 55% – от
одного до нескольких раз в год, прежде всего по особым праздникам,
никогда не ходят – 12%. Средняя длительность молитвы – восемь минут, в
то время как предусмотренная Церковью молитва не может занимать менее
20 минут. "Примечательным является тот факт, что, несмотря на
знание и одобрение религиозных норм, таких как пост, молитва, исповедь,
люди не собираются им следовать, даже считая себя православными", –
говорит Наталья Зоркая из Левада-Центра. Так, 73% православных никогда
не постятся, а 77% опрошенных едят мясо даже в Страстную пятницу, зная
о его недозволенности. Есть и другие интересные моменты. Так,
местный архиерей пользуется, как правило, большим авторитетом даже у
тех опрошенных, что обращались к нему, но не получили не только помощи,
но и простого ответа. "Православие в современной России –
этнический, а не религиозный признак, – утверждает социолог Зоркая. –
"Я русский, а значит, православный" – вот основная мысль". Проведенное
исследование, по сути, подводит итоги патриаршего служения Алексия II и
дает понимание того, на что должен направить свои силы новый Патриарх.
Такое мнение выразил заведующий кафедрой истории Церкви исторического
факультета МГУ игумен Филипп (Симонов), принимавший участие в
подготовке вопросов для исследования и проанализировавший его
результаты. Основной упор, по его мнению, следует сделать на
качественное образование духовных лиц. Впрочем, не стоит забывать и о
просвещении прихожан. "Люди приносят к нам в Церковь свои суеверия и
пытаются сделать их частью церковной жизни", – возмущается клирик. Тот
факт, что исследование было проведено по заказу католиков, особой
радости игумену Филиппу как представителю РПЦ не доставляет. "Однако в
первую очередь оно полезно именно Русской Православной Церкви, которая
должна сделать выводы из его результатов", – говорит игумен, активно
работающий в миру. Представитель организации "Реновабис"
Кристоф Дам знает об упреках в чрезмерной активности католиков на
канонической территории РПЦ, однако отвергает все подозрения в
использовании результатов исследования в целях обращения в
католичество. "Нам это интересно в качестве наблюдения за процессом
восстановления религиозности в Восточной Европе, не более того", –
утверждает Дам. Ознакомиться с полными результатами
исследования можно будет в июльском номере журнала Osteuropa Немецкого
общества исследований Восточной Европы.
|